Авторский блог Сергей Щербаков 03:00 7 июля 1997

ВСЕ ПОГИБАЕМ — НО НЕ ПОГИБНЕМ!

<br>
ВСЕ ПОГИБАЕМ — НО НЕ ПОГИБНЕМ!
Author: Сергей Щербаков
27 (188)
Date: 8–07–97
_____
_____ Публикуя этот очерк, мы рады сообщить, что в издательстве “Глобус” только что вышла новая книга Сергея Щербакова “Цветы благоухающие”. В предисловии к ней Владимир Бондаренко пишет: “Все мы безмерно устали. От работы и безработицы, от слома Державы и от прозябания души.
_____Нам нужны крепы. Такая душевная русская христианская проза Сергея Щербакова — одна из необходимых креп. Он пишет в традиции. И это хорошо. Сегодня нам и нужна традиция. Русская национальная традиция. Традиция Гоголя и Тургенева, Пришвина и Шмелева, Зайцева и Юрия Казакова.
_____У Сергея — хороший добрый глаз. Он — радостный писатель, даже если пишет о трагическом. Нельзя никогда лишать человека надежды. Нельзя, чтобы черное в душе побеждало. “Но ведь и счастье же было… ” — всегда готов поддержать человека прозаик Сергей Щербаков… ”
_____Наверное, долго бы я еще собирался написать об этом, если бы…
_____Впрочем, по порядку.
_____Выступая перед учителями Борисоглебского района (двадцать верст от Ростова Великого), я, конечно, поделился мыслями о моем любимом писателе Николае Семеновиче Лескове. И неожиданно получил приглашение провести урок с учениками по повести “Очарованный странник”. Я с радостью согласился.
_____В назначенный день подхожу к школе и думаю: “Надо бы отца Виктора (местный священник и давний мой знакомый) пригласить”. Гляжу и глазам не верю: отец Виктор стоит на крылечке. Сложил я ладони крестом и к нему под благословение. Он благословил, расцеловались мы, а сам смотрит вопросительно. Я сказал об уроке. Батюшка осторожно так спрашивает: “Можно мне тоже послушать? ” — “Конечно, — говорю, — буду очень рад”.
_____В кабинете литературы уже ждали нас два десятых класса. Много мне доводилось выступать перед разными людьми, но перед школьниками — впервые, и я разволновался не на шутку. Сразу забыл свой план и, почувствовав себя мальчишкой, начал вот так:
_____“Наверное, все вы летаете во сне. Я тоже летал в молодые годы, но с возрастом все реже, и уже чувствовал, как трудно от земли оторваться, как грешная плоть тянет к земле. Потом и совсем перестал летать во сне — лишился этого счастья. Почти у всех людей так бывает, к сожалению. Но пришел я к вере, окрестился, в храм стал ходить, дома молиться и вдруг… снова начал летать во сне. Теперь я и по снам своим могу судить о духовности своей жизни: чем чище живу, тем легче и выше летаю во сне. При чем же здесь Лесков? Недавно стал я его перечитывать и вдруг почувствовал: самые любимые его герои летают во сне даже в старческом возрасте. А вот герои современных писателей наших, о зарубежных уж и не говорю, не имеют духовной силы летать во сне — им от земли не оторваться, как пресмыкающимся…
_____У летающих во сне героев Лескова и наяву все чудеса творятся. Божьи чудеса. Вообще, в прозе Лескова — сплошные чудеса. Думаю, потому, что основная тема его произведений — как живет человек с Богом или как идет к Богу. Жизнь героев Лескова чудесна во всех смыслах. Отсюда и жанр многих его произведений: их точнее бы назвать не повестями да рассказами, и не очерками да сказами, но… житиями.
_____Его сочинения отличаются от житий только тем, что писатель допускает художественную фантазию, а жития — это строго документальный жанр в житиях рассказывается только о жизни святых, а у Лескова — чаще об обыкновенных смертных русских. Хотя какие они обыкновенные! Уж сколько они, люди русские, за Бога пострадали. Вечно в голоде, холоде, страданиях и войне за веру! Правда, в 1917 году многие из них отреклись от Бога, но и заплатили за это мучениями неслыханными доселе. Жизни многих русских людей за последнюю тысячу лет — это жития. Одному из праведников было откровение, что на том свете теперь спрашивают: ты откуда? И когда слышат, что из России — без лишних слов сразу в рай направляют…
_____Николай Семенович Лесков именно чувствовал жизнь русских людей как житие, потому и стал, может быть, самым русским писателем…
_____Вот и повесть “Очарованный странник” написана в жанре жития: как Иван Северьянович Флягин грешил-грешил, а потом к Богу пришел. До Лескова и после никто не мог в художественной литературе так высказать суть русского характера, его судьбу. Лесков не только высказал, но и пророчески предсказал будущее русского человека и русского народа.
_____Сравните судьбу Ивана Северьяновича Флягина и судьбу русского народа. Ведь они буквально совпадают как, по сути, так и по событиям.
_____Иван Северьянович был и молитвенный, и обещанный сын. Мать долго молила Бога даровать ей ребенка и обещала отдать его в монастырь. Но после родов она умерла, а Иван вместо монастыря шел то в воры, то в няньки, то в солдаты… И людей погубил немало, и в плену у татар был, и даже демона на сцене играл (именно после этого он в монастырь ушел). Монах, погибший по вине Ивана, с самого начала являлся ему во сне и просил идти в монастырь — исполнить обещание матери. Иван никак его не слушал, и однажды монах провещал ему: “Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель”. Уже став монахом, Иван сам повторит вслед за ним: “Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть”.
_____Да оглядитесь вокруг, на всю нашу Россию, на всех русских людей. Вся ведь Россия, почти каждый русский, все погибают, но никак не погибнут. То в татарском плену, то в польском, то в немецком, то в коммунистическом. Сколько раз каждому из нас казалось: ну, все — это гибель наша пришла, ан нет. И сейчас нам так кажется…
_____Это суть русского жития на земле: все погибать, но не погибнуть!
_____А что мы видим сегодня? После стольких-то испытаний Россия, как и Иван Северьянович, опять норовит от Бога улизнуть, опять очаровалась. На сей раз демократией. К нашей великой печали, это говорит о том, что мы еще, выражаясь языком лесковского монаха, “не достигли”. Когда “достигнем”, тогда будем в храм ходить, Лескова, наконец, поймем и демократию эту американскую отряхнем с себя, как прах…
_____Все, кажется, закончились странствования Ивана Северьяновича, и направляет он стопы свои к святым Зосиме и Савватию на Соловки — поклониться им перед смертью. Ан нет, снова он поражает попутчиков своей “обширной протекшей жизненностью”, которую даже и обнять не может. Вдруг заявляет, что скоро надо будет воевать: “Дух одолевает… Все свое внушает: ополчайся”.
_____— Разве вы и сами собираетесь идти воевать?
_____— А как же-с? Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется.
_____О чем здесь Лесков говорит нам? Да о том, что самое главное, данное Богом очарование русского человека, — очарование своим народом, своей матушкой Россией! Это для него как бы четвертая божественная ипостась. Вспомните, как тосковал по России Иван в татарском плену: “Ах, судари, как это все с детства памятное житье пойдет вспоминаться, и понапрет на душу, и станет вдруг загнетать на печенях, что где ты пропадаешь, ото всего этого счастия отлучен и столько лет на духу не был, и живешь невенчанный и умрешь неотпетый, и охватит тебя тоска, и… дождешься ночи, выползешь потихоньку за ставку… и начнешь молиться… и молишься… так молишься, что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали — утром травку увидишь”.
_____А как его Родина встретила! Водкой, батогами да острогом, да лишением на целый год причастия. Да уже и в самой обители монастырской его в яму на много месяцев посадили… Но когда попутчики спросили, мол, в степи-то у татар лучше было, чем в яме сидеть, то получили категорический ответ: “Ну, нет-с, как же можно сравнить? здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали. Придут, сверху над ямой станут, и поговорим, а отец казначей жернов мне на веревке велели спустить, чтобы я соль для поварни молол. Какое же сравнение со степью или с другим местом”.

* * *
_____
_____Закончил я урок. Поднялся высокий широкоплечий парень:
_____— Вот вы много о духовной силе говорили, а физическая разве не нужна мужчине?
_____Я, конечно, рассказал, как люди горы переставляли и как ходили по воде яко по суху, как львов усмиряли… Заключил тем, что вместо траты времени на физические упражнения лучше заняться всерьез духом, и главный инструмент для этого не гантели, а колени. Становись каждый день на колени, молись Богу, и такой можешь дух в себе вырастить, что с целым войском справишься одним лишь словом или даже движением руки.
_____Парень возразил:
_____— А если сегодня на меня или на мою девушку нападут, что же, я должен молча смотреть?
_____Я всерьез призадумался. Тут отец Виктор встал и, выходя из класса, негромко сказал мне: “Хороший вопрос парень задал”. Я мигом спустился с небес на землю: действительно, ведь даже с Богом далеко не все люди святыми станут, у всякого своя мера, что же им бессильно смотреть, как зло творится?.. Я пошел на попятную: “Конечно, в молодости и физическая сила нужна. Я тоже когда-то боксом занимался. Недаром у нас поют: “Пошла плясать — только пол трещит мое дело молодое — меня Бог простит… ” Парень промолчал, но, видимо, так и не понял, почему его надо прощать за молодость и силу…
_____Приехал я домой, и все никак у меня этот вопрос о противлении злу силой с ума нейдет. Привез три бидона воды с пруда, гряды полил, потом косить взялся. Пот по спине градом, комары кусают. И вдруг физически почувствовал: да если бы я в свое время не отслужил три года на корабле морских частей погранвойск, где прошел физическую закалочку — закачаешься! — то теперь едва ли смог бы двадцать соток земли обрабатывать, жить-разрываться между Москвой и деревней, да еще писать. Давно бы уже сломался.
_____И вспомнил монаха Пересвета, имевшего богатырскую силу и сражавшегося с Челубеем на поле Куликовом. И даже по коленке себя от досады ударил: “Как же мог забыть сказать! Ведь Пересвет сначала был насельником нашего Борисоглебского монастыря! И что сам Иван Северьянович Флягин “напоминает дедушку Илью Муромца”! И надо было мне просто сказать парнишке, что против бесплотных сил диавольских дух наш борется, люди духовные в основном на этом поле брани подвизаются, а чтобы дома строить, землю пахать, детей здоровых рожать, Родину от врагов оборонять, “все погибать, но не погибнуть”, — всем русским богатырская сила просто необходима. Но управлять ею дух должен, как у Пересвета, тогда она всегда во славу Божию…
_____Вот такой урок о Николае Семеновиче Лескове состоялся в поселке Борисоглебский у стен древнего монастыря, в келье которого еще витает дух русского монаха богатыря Пересвета. И парнишка борисоглебский заставил меня вспомнить об этом богатырском духе…
1.0x