Авторский блог Редакция Завтра 03:00 9 июня 1997

ОПАСНЫЙ БЛИЦ

<br>

ОПАСНЫЙ БЛИЦ (ЭКОНОМИКА)

Author: А. Батурин
23 (184)
Date: 9–06–97
_____
_____21 мая — С регионов, не желающих выпускать облигации в счет прошлогодних товарных кредитов селу, долги будут списываться с трансфертов. Рынок “сельских облигаций” будет обслуживать ОНЭКСИМ-банк.
_____27 мая — Ельцин назначил генерала Кондратова (Управление ФСБ по Приморью) представителем президента в Приморском крае. А. Лебедь заявил поддержку Наздратенко: “Наш управленческий чиновничий мутант развернул мощную кампанию за приход к абсолютной власти в стране”.
_____28 мая — Правительство направило в Думу предложение повысить в 2 раза тарифы пенсионных отчислений с физических лиц, уменьшить размер выплат по временной нетрудоспособности и ликвидировать пособия на детей старше 3-х лет. По мнению Немцова, этот пакет может сделать региональные бюджеты бездефицитными.
_____— Лужков в Нижнем Новгороде заявил, что поддержка производителя, а не ЖК реформа должна стать основной заботой правительства. Призвал к воссозданию Госснаба-Госплана. Обращался к аудитории “товарищи! ”.
_____30 мая — Вышел Указ Ельцина о допуске иностранных денег к акциям Газпрома. Квота для иностранцев — не более 9 процентов акций.
_____3 июня — Чубайс дает Госдуме три недели (под угрозой роспуска) на принятие Налогового кодекса в первом чтении.
_____6 июня — Выделение Газпрому синдицированного иностранного кредита 1 млрд дол. для погашения задолженности в бюджет откладывается на неопределенный срок. Займу противодействует банк Morgan Stenley, работающий с ценными бумагами Газпрома на Лондонской бирже.

_____
_____Операция десантирования команды Чубайса на капитанский мостик российской экономики в целом проходит удачно, а с аппаратно-технической стороны — так просто безупречно. С какой-то подозрительной легкостью вытеснены конкуренты со всех ключевых постов. Можно сказать, что дебютная фаза игры проходит даже слишком гладко, — конкуренты явно предпочитают играть в поддавки и уходить в тень, видимо, правильно оценивая решимость главного рефери менять правила игры по ходу дела.
_____Но дебютом игра не заканчивается, впереди решающие рубежи: конец лета — миттельшпиль и конец года — эндшпиль. Так расчерчена партия. И слишком легкий дебют грозит обернуться осложнениями в дальнейшем. На капитанском мостике команда Чубайса оказалась в гордом, но пугающем одиночестве, если не сказать в изоляции. Теперь ей жизненно необходимо так или иначе распределить ответственность за дальнейшие шаги, получить элитную поддержку.
_____Между тем политическая элита пребывает в настороженном и отчужденном ожидании. Черномырдин ведет себя вызывающе двусмысленно. На недавнем пропагандистском правительственном мероприятии, призванном продемонстрировать единство кабинета перед лицом регионов, премьер походя поставил под сомнение способность правительства изыскать обещанные 30 трлн. руб. дополнительных доходов, затем похлопал “реформаторов” по плечу: “У них все должно получиться” — и ушел в длительный отпуск.
_____Получится — не получится… Надо признать, что стремительный дебют обеспечил новой команде известный потенциал. Самые значительные приобретения — Газпром и РАО ЕЭС, эти приобретения резко расширили поле дальнейших маневров. Это действительно мощные инстументы привлечения денег и власти, и на них строятся все расчеты. Газпром, в частности, должен был “тряхнуть” международным кредитным рейтингом и смягчить ситуацию с выплатой бюджетных долгов по зарплате. И он “тряхнул”, рассчитывая получить кредиты под “честное газпромовское” и рассчитаться по долгам с бюджетом (15 трлн. руб.). “Внутреннего” эффекта он добился: “молодежь”, вцепившаяся было ему в глотку, отстала, пораженная такой прытью. Но тут заявили о своих интересах западные опекуны Газпрома, они напомнили ему, что его репутация — отнюдь не его личное достояние, а заодно продемонстрировали степень организованности и управляемости мирового финансового сообщества, — международный банковский синдикат, изготовившийся было прокредитовать Газпром на 1 млрд. долларов, как ветром сдуло.
_____Так что расчет на Газпром и других крупных налоговых должников, видимо, дает осечку. Во всяком случае, в последних публичных выступлениях Чубайса речь уже не шла о том, чтобы, как было пару месяцев назад обещано, расплатиться с долгами по зарплате до конца года, — срок перенесен на середину следующего. А ведь это критический параметр процесса, он будет определять градус социального напряжения к концу года.
_____Что касается РАО ЕЭС, то дивиденды от нее носят вообще не денежный характер. Контроль над единой энергосистемой, возможность снижения тарифов на электроэнергию задает рамки для жилищно-коммунальной реформы, для смягчения инвестиционного климата, а также является (наряду с трансфертами) серьезным доводом в разговоре с регионами. Но это фактор среднесрочного, не сиюминутного действия (в отличие от Газпрома). И еще надо суметь (и успеть!) им воспользоваться.
_____Законодательные инициативы кабмина тоже нельзя назвать хорошо просчитанными. Вряд ли можно было ожидать, что Дума согласится разделить с правительством ответственность за секвестр бюджета. И с Налоговым кодексом она тоже не намерена разбираться в предложенном темпе. И тут дело даже не каком-то особо радикальном настрое Думы. Эти акции правительства сами по себе трудно назвать содержательными, они, скорее, формально-провокационного свойства. Впрочем, Дума вряд ли будет разогнана — это не в интересах правительства. Если бы у него была малейшая надежда получить до конца года хоть какие-нибудь зримые результаты от реализации правительственных мер — тогда ликвидация оппонента имела бы смысл (ибо зачем делить с ним успех?). Но такой надежды в помине нет, и речь сегодня идет совсем о другом — о дележе ответственности за посуду, которую предстоит разбить. Поэтому правительству важно, чтобы законодатели публично отвергали предлагаемые меры и шумно им сопротивлялись, оставаясь на своих местах. Правительство свою программу — пусть неявно — все равно будет проводить в жизнь, но тогда вероятные провалы можно будет списать на сопротивление “красной Думы”.
_____Диалог с губернаторами, от исхода которого зависит почти все, складывается тоже не вполне благоприятно. Губернаторов обязательно насторожит явная дискриминация, заложенная в правительственом проекте Налогового кодекса, который правительство с таким шумом проталкивает через Думу. Из налоговой базы губернаторам отведена самая незавидная ее часть — призрачный налог на прибыль. А все мало-мальски надежное застолбил для себя Федеральный центр, кое-что оставив для нижнего регионального звена, мэров городов, из которых правительство пытается выстроить себе союзника против губернаторов. Выстроит или не выстроит — этот еще вопрос, а вот недовольство губернаторов — это уже реальность. Местные бюджеты при такой налоговой системе потеряют 34 трлн. руб. (оценка министра внутренних дел А. Куликова) — цифра, вполне сопоставимая с объемом трансфертов. Так что Налоговому кодексу, независимо от настроений в Госдуме, уготована нелегкая судьба. Вообще диалог с регионами обещает быть предельно трудным.
_____Регионы хотят двух вещей: 1 — самостоятельности в распоряжении местными ресурсами (налоговыми, природными, производственными), большей свободы во внешнеэкономической деятельности; 2 — финансовой поддержки Центра, трансфертов. Естественно, для богатых регионов-доноров важнее первое требование, для депрессивных, бедных — второе. И в том, и в другом направлении новый кабмин успел за короткое время наступить на множество мозолей.
_____Первым делом он сорвал финансирование сева. Затем, не переведя дыхания, принялся выкручивать руки депрессивным регионам, заставляя их выпускать долговые обязательства в счет предоставленного в прошлом году товарного кредита селу (“сельские облигации”), грозя им в противном случае вычесть долг из трансфертов. Что получит федеральный бюджет от продажи этих облигациий — пока неясно (скорее всего, почти ничего), зато регионы наверняка приобретут дополнительную головную боль, выясняя отношения с новыми крутыми выколачивателями долгов.
_____А давление продолжает нарастать, — теперь уже по линии жилкомреформы. Опять же под угрозой вычетов из трансфертов регионы вынуждают “разгружать” свои бюджеты от социальных и жилищно-коммунальных выплат, сбрасывая эту тяжесть на собственное население, то есть себе на голову. Одновременно правительство проталкивает через Госдуму пакет предложений по ликвидации социальных льгот, в том числе компенсаций на детей старше 3-х лет, выплаты по больничным и т. п. При этом Немцов уверяет регионалов, изумленных таким потоком инициатив, что эта отмена социальных льгот — истинное для них благо, поскольку, мол, теперь они смогут сбалансировать свои бюджеты без всяких там трансфертов.
_____Все это вряд ли будет способствовать популярности правительства в Совете Федерации, где регионы-реципиенты составляют большинство. Но и регионам-донорам тоже пока достаются одни кнуты и никаких пряников. О планируемой налоговой дискриминации губернаторов уже было сказано. К этому добавляется перевод бюджетных денег (в том числе местных бюджетов) из уполномоченных банков в федеральное Казначейство и Сбербанк и еще целый ряд не менее болезненных мер. Эти меры не только ограничивают экономическую самостоятельность богатых регионов, но и подрывают основы их благополучия. Майский поход Лужкова против правительственного курса был прерван по воле президента, но даст ли это прерывание устойчивый эффект? Глухой саботаж финансовой столицы страны, обеспечивающей сегодня федеральному бюджету до 40 процентов его доходов, может дорого обойтись бюджету.
_____И прочие богатые регионы тоже готовы встать вслед за Москвой в оппозицию к кабмину. В частности, на Втором Национальном экономическом форуме в Екатеринбурге была предложена к обсуждению налоговая схема, при которой регионам предоставляется право собирать налоги по своему усмотрению и отчислять в Центр “излишки”, буде они появятся, то есть чисто конфедеративный вариант налоговой системы.
_____Все это обещает вылиться в нешуточное противостояние правительства с губернаторами. И надо расценивать как вполне вероятный вариант, что правительство в условиях такого “клинча” прибегнет к “последнему доводу”, который сейчас апробируется на Приморье, то есть к введению прямого президентского правления через генералов-губернаторов из рядов ФСБ. На фоне социального обострения к концу года этот вариант вполне может пройти. (По-видимому, нынешний громкий пропагандистский поход против смиренной Думы реально оказывается направлен против Совета Федерации).
_____Подсчет плюсов и минусов такого “серьезного поворота дел” выходит за рамки собственно экономического анализа и требует других весов. Несмотря на отдельные плюсы (восстановление управленческой вертикали и т. п.), издержки могут быть неисчислимые. Все будет зависить от того, на какие результаты нацелена эта вертикаль, и на какую социальную и элитную базу она опирается. Если режим нацелен не на позитивные преобразования, а только желает во что бы то ни стало “внедрить на Руси”, как выразился один известный аналитик, “таблицу умножения” и при этом не имеет широкой социальной поддержки, а в элите опирается лишь на узкую группу финансового капитала, ориентированного на интеграцию в мировую финансовую систему, — то такое завершение партии приведет страну в состояние, когда будет уже совсем не до политических шахмат! И не до экономических реформ!
А. БАТУРИН
1.0x