Авторский блог Александр Прокудин 03:00 2 июня 1997

КУРОРТЫ ПОД КУРКОМ

<br />
КУРОРТЫ ПОД КУРКОМ
Author: Александр Прокудин
22(183)
Date: 3-06-97
_____
_____Война в Чечне закончилась так. Пролетела птичка-миротворец с оливковой веточкой в клюве, и стрельба сразу затихла. С лапки птички, обутой в изящный генеральский сапожок, слетела прилипшая к подошве икринка. Из этой очень живучей икринки быстро выросла рыбка-миротворец. Она стала плавать туда-сюда, пускать пузырики, то водяные, то нефтяные, и, глядя на нее, все сразу замирились, поняли, каким надо заняться делом. Стали решать, как повсюду трубы прокладывать, чтобы по ним баррели жидкостей пропускать...
_____Подписанная в прошедшую субботу в Кисловодске под эгидой Рыбкина и Удугова так называемая Декларация о мире, дружбе и сотрудничестве на Северном Кавказе выдержана именно в подобном благостном ключе. Говорят, русские губернаторы обнимались с Удуговым и говорили друг другу очень милые, приветливые слова. Вместе вслух помечтали о том, чтобы Северный Кавказ вновь превратился в “курортную зону всероссийского значения”. А потом, подумав, даже записали эти, всех приятно удивившие, рассуждения отдельным пунктом в итоговом документе.
_____Все это очень напоминало бы идиллический пикник на солнечной полянке, если бы не близкое громыхание — то ли грозы, то ли артканонады. Трудно сегодня верить в “мир и стабильность” на Кавказе — регионе, разделенном враждой и конфликтами, попавшем под прицел интересов мировых держав из-за каспийской нефти, общего стратегического положения, способности постоянно инициировать процесс распада России.
_____В последние недели мы стали свидетелями настоящей лихорадки по созданию антироссийских геополитических альянсов. Продвижение НАТО на Восток провоцирует появление черноморско-балтийского “санитарного кордона” с участием Прибалтики, Украины и Польши. Обвальное приближение талибов к границам СНГ, а потом столь же резкий откат от них, приводит в столь же внятное маятниковое движение среднеазиатские республики, совпадает с демонстрациями особой дружбы между Татарстаном, Чечней и Ингушетией. Есть попытки дестабилизировать ситуацию в Дагестане, Карачаево-Черкессии. Грузия ставит ультиматум российским миротворческим силам в Абхазии, а Чечня выражает готовность активно включиться в процесс урегулирования грузино-абхазского конфликта. Азербайджан поддерживает расширение НАТО. И так далее и тому подобное...
_____И за всеми этими раскованными движениями маячат крупные нефтетранзитные проекты, которые накладывают дополнительную “карту” интересов на и без того запутанную картину отношений народов региона. Борьба за то, чтобы все это утрясти, еще явно впереди. Так что перспектива большой войны на Кавказе куда вероятней возрождения курортного рая.
_____В этом отношении кисловодский “саммит” пронизан двусмысленностью. А если учесть, что Рыбкин только и твердит об отказе России от “имперского мышления”, специализируясь исключительно на умиротворении, задаривании и принесении исторических извинений, то ясно, что не он здесь ведет крупную геополитическую игру. Ведут другие, а он в ней лишь добровольная пешка.
_____Что же это за игра? Не будем касаться значения Кавказа в глобальных планах мировых держав. Возьмем лишь региональный уровень. И здесь сразу обозначатся контуры антироссийского “кавказского кордона” в виде так называемой Конфедерации кавказских народов. Чечня и Грузия настойчиво проталкивают эту идею, рассчитывая на ведущую роль в союзе. Грозный уже готов признать “трагической ошибкой” участие чеченских отрядов на абхазской стороне во время войны с Грузией, выдвигает идею создания для начала хотя бы общекавказского парламента во имя все тех же “мира и стабильности”. Шеварднадзе, несомненно, видит себя главным лидером будущего государственного образования, а в нем — дополнительный инструмент решения своих проблем. Не стоит сомневаться, что главная цель создания конфедерации — вытеснение России с Кавказа, в том числе и с Северного.
_____Кисловодскую встречу трудно отнести к разряду российских удач. Здесь возникает больше вопросов, чем ответов. А если попытаться учесть дух времени, то это, скорее всего, — одна из геополитических игр, затеянных против ослабленной и безвольной России. Ее ведут не амебный Рыбкин и “предприимчивый” Березовский, а целеустремленные лидеры Чечни и Грузии. И речь идет не о трогательной заботе о курортах, а о попытке подыграть сепаратистским настроениям приграничных русских губерний, вовлечь их в кавказский “мирный” процесс в роли ведомых и управляемых.
Александр ПРОКУДИН
1.0x