Авторский блог Елена Антонова 03:00 26 мая 1997

ЧИСТЫЙ ТОН

<br />
ЧИСТЫЙ ТОН

Author: Елена Антонова

21(182)
Date: 27-05-97
_____
_____Без песни нельзя представить себе Россию. Песни, в которых главное — слово, мысль, а музыкальное сопровождение лишь помогает раскрытию смысла, создает настроение, будит чувство. Песня сопровождала русского человека всю его жизнь: с колыбельной — утешающей, успокаивающей и назидающей — он входил в этот мир, под плач, причитания — душа его отлетела в мир иной. Да и повседневная жизнь — работа, любовь, праздники, встречи и проводы времен года — не обходилась без песен, то бодрящих и веселых, то тоскующих или торжественных обрядовых. Сколько песен породило широкое русское приволье, степь, нескончаемые пространства родной земли — наши долгие дороги! Здесь неутомимая жажда новой деятельности, вольность, удаль атаманов и разбойников, искренних и широких и в кривде, и в правде, и в жестокости, и в милости! И эта жизнеспособность русской песни, ее подвижность, приспособляемость к изменяющимся условиям, переместившая в XIX веке центр тяжести создания песен из деревни в город, — она породила новый жанр: городской романс! И сколько народных, песенных мотивов, в свою очередь, использовали поэты и просветители! Это ли не лучшее подтверждение общности народа и образованного просвещенного меньшинства, неразрывной связи между ними, это ли не пример возникновения истинно национального русского искусства?!
_____Все эти мысли невольно проносились в голове на вечере русской песни “Музыка поколений”, программу которого на стихи русских поэтов XIX, XX веков составил и исполнил Александр Васин. Его исполнение песен под гитару, выговаривание, выпевание под музыку текста стихотворений русских поэтов очищают слова от коры затверженности, возвращает им первоначальный сиятельный смысл. Слова, омытые мелодией, начинают играть цветами — словно светиться изнутри. Вдруг открываешь в знакомом и любимом тобою стихотворении нечто новое, неожиданное. Кажется, куда уж больше любить и знать непревзойденные по простоте и глубине чувств строки “Казачьей колыбельной песни” Лермонтова. Но нет, в исполнении Васина в этой нежнейшей материнской песне прозвучали такое чувство женского достоинства, такая готовность самопожертвования, такая любовь и такое бескорыстие, что комок подступил к горлу. Вечная тема — “мать и сын”, начатая в концерте “казачьей колыбельной” и продолженная стихами советских поэтов Владимира Павлинова (“Холода”) и Анатолия Передреева (“Разговор матери и сына”), раскрыта Александром Васиным с такой проникновенной силой и с таким тактом, что хочется просто низко поклониться ему за это.
_____Вообще говоря, сыновнюю любовь Васина к Родине, к России ощущаешь в течение всего концерта. Эта любовь проявилась и в подборке поэтов и их стихов, положенных на музыку, и в исполнении, главное в котором — неравнодушие певца, его пристрастие родной земле. Целомудренно, без форсирования чувств, без патетики звучат песни о родине на стихи ушедших от нас современных поэтов Даниила Андреева, Николая Рубцова, Владимира Соколова... Горькие строки последнего: “На родине, как на чужбине”, “Тоской по родине болеть” — колючками застревают в сердце.
_____Концерт в Большом зале Центрального дома литераторов, в котором, кроме названных, прозвучали песни на стихи пращура Васина, крепостного ямщика Ивана Макарова, этот концерт явил нам перекличку поколений, живших в России, любивших и воспевавших ее.
Елена АНТОНОВА
1.0x