Авторский блог Редакция Завтра 03:00 26 мая 1997

НЕТ — ВСЕСИЛИЮ НАСИЛИЯ!

<br>
НЕТ — ВСЕСИЛИЮ НАСИЛИЯ! (Из доклада на IV всемирном русском народном соборе)

Author: Митрополит Кирилл

21 (182)
Date: 27–05–97
_____
_____Все больше людей обращают внимание на Здоровье нации, которое включает в себя как физические, так и духовные измерения. Экономический спад влияет на состояние здоровья, и не может в этом смысле не ставить принципиальных, чрезвычайно важных вопросов, касающихся того, что можно сформулировать как качество человеческой жизни.
_____Приоритетное внимание Церковь всегда уделяла и уделяет воспитанию в человеке тех ценностей, которые принципиальны для дела человеческого спасения и не исчезают с физическим прекращением человеческого бытия, переходят в вечность, составляют основные параметры измерения человеческой души. На их созидание, на их воспитание и нацелено церковное служение. И в этом смысле все материальные ценности, при их определенном значении, для человеческого бытия, для Церкви — вторичны.
_____Гармония и полнота бытия достигаются человеком тогда, когда духовное начало господствует в личности над началом материальным, когда наша страстная человеческая природа подчиняется духу и нравственному закону.
_____Но здесь возникает один очень важный вопрос. Мы говорим о физическом, в частности, измерении понятия о здоровье, а каково же отношение Церкви к этому физическому компоненту здоровья?
_____Многие христианские мыслители в глубокой древности делали весьма крайние выводы из основного принципа христианской антропологии, что привело к еретическим учениям, которые отрицали ценность материального бытия. Манихейство, возникшее на территории современного Ирака под влиянием буддизма и христианства, категорически отвергало ценность материального мира, призывало практически к уничтожению материального начала как вредного начала. Это учение было резко осуждено Церковью, и в том же самом II веке возникают так называемые гностические учения, которые также заявляют о некоем отрицательном значении материального начала. Они также осуждаются церковью. Церковь признает материальное начало, значит, и телесное, плотское начало, как ценность, созданную Богом, как нечто имеющее отношение к вечной жизни. Ложный спиритуализм, исключение ценностей материального из перспективы вечной жизни всегда было чуждо христианской Церкви и Церковью осуждалось. Всем, кто хоть раз в руках держал Евангелие, наверное, бросилось в глаза, что Христос ведь не только учил, не только проповедовал новое великое возвышенное и прекрасное, но Христос исцелял, лечил. Служение исцелению было в центре его общественного служения. И первая община была в первую очередь общиной исцеления. Туда приносили больных, чтобы апостолы прикасались к ним руками, а после смерти апостолов — епископы. Исцеление в христианской общине было нормальным служением этой общины. Нам, наверно, даже трудно себе представить, какое огромное место занимало в жизни первых христиан вспомоществование больному человеку. И это проистекало в первую очередь от того понимания болезни, которое было присуще и остается присуще христианству. Болезнь есть ни что иное, как нарушение Божьего замысла о творении, о человеке. Болезнь есть ни что иное, как нарушение полноты бытия через грех, который в результате свободного выбора человека вошел в человеческую историю.
_____Другими словами, говоря о здоровье сегодня, Церковь, подчеркивая колоссальное значение духовного фактора для полноты бытия, никоим образом не может игнорировать или отворачиваться от того, что происходит в области физической, природной, каково состояние здравоохранения, физического здоровья человека, социальной культурной среды. Известная пословица: “В здоровом теле — здоровый дух” совершенно справедлива, но она будет справедлива, если ее прочитаете в обратной последовательности: “Здоровый дух — здоровое тело”. Есть некоторые заболевания, которые наглядно свидетельствуют о наличии этой связи: алкоголизм или наркомания. Что это: порок духовный или физическая болезнь? И то, и другое вместе. Что тут первично — слабость человека, отсутствие контроля духа над инстинктивным началом, или разрушительное влияние алкоголя на клетки человеческого организма. Где вы проведете грань между духовным и физическим?
_____Итак, Здоровье нации, Здоровье с большой буквы — это и здоровье тела, и здоровье духа. Совершенно очевидно, что изменения, которые у нас сейчас происходят в области экономики, повлекли за собой резкое ухудшение состояния здоровья людей. Мы все вовлечены в эти реформы, хотим мы или не хотим, от них уже нельзя отмахнуться, нельзя сделать вид, что их нет, или что ничего не получается. Страна идет, трудно, но идет по пути этих реформ. И вот возникает вопрос: какую цену мы имеем право за все за это заплатить. Совершенно очевидно, что цель реформы — улучшение жизни народа. Это совершенно очевидно, это декларируется, это хотят многие сделать. Но возникает вопрос: какую цену мы готовы заплатить за то, чтобы наш народ в будущем жил материально лучше? Давайте вспомним, что произошло после Октябрьской революции. Нам сказали: всеми средствами и всеми силами в светлое будущее. Там каждый будет иметь по потребности, там будет все. Какую цену мы заплатили за это? Готовы ли мы повторить нечто подобное во имя нового светлого будущего, опять ориентированного на потребление, на материальное потребление, как была в основном на материальное потребление ориентирована и та фантастическая концепция на жертву, на алтарь? Давайте подумаем о цене. Здоровье нации, генофонд народа не могут быть ценой никаких социальных экспериментов. Здоровье не может обеспечиваться за счет остатков средств от других программ. Никогда нельзя экономить на том, что составляет здоровье собственного народа. Церковь не занимается политикой, мы никого не критикуем, мы призываем, мы просим, если нужно, даже на коленях: сделайте все необходимое, чтобы спасти народ.
_____Те, кто бесчестно, преступно эксплуатирует сильнейший человеческий половой инстинкт в коммерческих или идеологических целях, разворачивая эту безудержную пропаганду эротики и порнографии, наживаясь на этом материально или идеологически, эти люди не понимают какую страшную бомбу они под самих себя закладывают. Эта зараза — нравственное разложение человека — никого не щадит, нет такой крепости, нет такого бастиона, которым можно было бы оградить себя от нравственного разложения. И тот, кто растлевает детей соседа, одновременно растлевает своих собственных детей.
_____Отвратительные способы решения человеческих проблем предлагают сегодня кинематограф, телевидение, видео и особенно компьютерные программы. Посмотрите, что нам предлагается в качестве самого радикального и самого быстрого и красивого решения любой проблемы — насилие. Как легко гангстеры, полицейские решают при помощи пистолета и кулака возникающие проблемы, как им хочется подражать. И наши дети выходят на улицы и избивают друг друга, своих родителей. Я бы хотел привести вам цитату из Григория Богослова: “Прекрасно единомыслие и взаимное согласие между городами, народами, семьями и отдельными людьми. Но какими примерами научить их этому? Неужели тем, что станут рассказывать о битвах между богами, об их восстаниях и революциях, и о множестве зол, которые они и сами претерпевают и друг другу причиняют, и которыми наполнены почти вся их литература и поэзия (речь идет об языческой литературе и поэзии). Такие примеры, скорее, сделают людей из мирных — воинственными, из мудрых — безумными, чем из дерзких и глупых — умеренными и здравомыслящими. Кто убедит быть их кроткими и воздержанными, когда у них боги — суть учителя и покровители страстей, и когда быть порочным считается даже за честь. Ибо это и есть самое страшное, когда обожествляется то, за что в законах полагается наказание”.
_____Устами Собора, Святейшего Патриарха и Священного Синода наша Церковь неоднократно предупреждала общество о пагубности навязчивой пропаганды греха, порока, вражды, насилия, преступности и моральной нечистоты. Но слова Церкви, к сожалению, не слышат те, кто контролирует сегодня информационный рынок. Этот рынок сегодня заполнен морально разрушительными материалами, от их пагубного воздействия, к сожалению, никто не защищен. Проблема нравственного осквернения народа не надумана. О ней сегодня говорят все, кто действительно болеет за судьбу своего Отечества. Сегодня, например, предлагаются в школах в обязательном порядке так называемые “Программы полового воспитания”. И вот возникает вопрос: а детей и их родителей кто-нибудь спросил? У нас был какой-то общенациональный опрос: желаем ли мы с семи лет воспитывать наших детей по программам, которые нам сегодня министерство образования предлагает. Никто о таких опросах не слышал. По информации, которая до нас доходит, введение полового воспитания происходит именно сверху, причем предлагаемая учебная программа говорит о неких половых партнерах, включая партнеров по сексуальным извращениям. И практически умалчивает о семейных и нравственных устоях. Что это, как не намеренное разрушение семьи, проводимое, к сожалению, при участии определенных государственных структур. Но что самое обидное: на наши с вами деньги, на деньги налогоплательщиков, на деньги восьмидесяти процентов населения, культурно и духовно связанных с православной Церковью. Да, Церкви известно, что нынешние подростки практически с 10—11 лет знают очень много о вещах прежде запретных. И просвещать, наверное, их нужно. И, наверно, нужно помогать детям разобраться в сложных отношениях, определяющих во многом судьбу человека и его семейное счастье. Но по такому ли пути нужно идти, который нам сегодня предлагают?
_____Другая проблема: обсуждение проекта закона о репродуктивных правах населения. Можно было бы естественным образом предположить, что такой закон прежде всего должен обеспечить право семьи на рождение детей в надлежащих условиях, на максимально возможную социальную помощь, поддерживающую материнство и детство. Наверно, все бы такой закон приветствовали и ему бы аплодировали. Однако вместо этого ставятся вопросы о государственном финансировании абортов, о распространении контрацептивов, планировании семьи в сторону ее сокращения. Да куда же, братья и сестры, нам еще сокращаться? Мы же видели, куда мы сокращаемся. Опять небытие доминирует над жизнью. Да, наверное, сегодня не стоит идти путем запретов и вмешательства в личную жизнь людей. Каждый волен иметь столько детей, сколько пожелает. Но, думается, что государство должно ясно избрать жизнь, избрать всемерную материальную и моральную поддержку деторождения и здоровой семьи, дабы народ наш не исчез с лица планеты.
_____Человеческий грех не может быть полностью побежден силой закона — это ясно. Невольник — не богомольник. Никакими законами нельзя сделать человека нравственным, оградить его от преступлений. Но агрессивное воздействие греха на общество, особенно на неокрепшие души детей и подростков, может и должно быть предотвращено или, по крайней мере, ограничено воздействием закона. Для этого нам нужен разумный, жесткий закон. Представляется уместным ввести в положение этого закона недопустимость показа эротических и порнографических передач по общедоступному телевидению и радио, публикацию их в общедоступной печати. Не ясен вопрос, кто будет определять принадлежность конкретного материала к эротическому и порнографическому, но мне кажется, что когда у нас в нашей общественной полемике слишком много говорят о критериях и о том, кто будет их определять, дело мы имеем опять с какой-то, простите, лукавой логикой. Все мы люди взрослые, все все-таки имеем какое-то нравственное чувство, и почти любой человек вам скажет: пристойно это, или непристойно, может он со своим ребенком смотреть этот фильм, или не может. Мы очень часто любим ссылаться на примеры так называемых цивилизованных государств. Да простят меня слушающие, я никак не могу в толк взять, что это такое — цивилизованное и не цивилизованное государство. Поэтому сам никогда не употребляю этой совершенно неправильной в культурологическом смысле слова фразы, потому что все есть человеческая цивилизация.
_____Еще вопрос большой: что в очах Божиих более достойно и ценно — та цивилизация, которую мы теперь называем цивилизацией, или те цивилизации, которые эта цивилизация пожирает. Наши ссылки на западную практику, которые мы любим по поводу и без повода делать, почему-то практически отсутствуют при обсуждении этой проблематики. Поезжайте в соседнюю Финляндию, Швейцарию, во многие другие западные государства, включите общественное телевидение, да вы ж никогда не увидите там сотой доли того, что у нас сегодня показывают. Если мы уж стараемся брать пример, так давайте быть последовательными и в этой области.
_____Совершенно очевидно, что в нашей стране катастрофическая ситуация с алкоголизмом. В свое время мы все иронизировали и шутили по поводу алкогольной кампании, все с радостью поднимали рюмку после отмены соответствующих законов. Теперь на законодательном уровне и на уровне исполнительной власти нужно думать о разумной регуляции обращения спиртных напитков в нашей стране. Это тоже общемировая практика. Она существует и в той же самой соседней Финляндии, где нет никакого сухого закона, но есть совершенно определенные принципы и постановления, которые регулируют обращение спиртных напитков с учетом предрасположенности северных народов к употреблению крепких спиртных напитков. Но если у нас ни на Крайнем севере, ни в центре, ни на юге — нигде нет никаких законов, где у нас существует безудержная пропаганда через рекламу употребления спиртных напитков, то что же мы ожидаем от нашего народа, который многого сегодня лишен, но имеет полную возможность удовлетворять свои потребности в алкоголе сколько хочет и на любом уровне. Видимо, настало время подумать и о том, каким образом, не нарушая традиций — да, действительно, есть традиции употребления алкоголя у нашего народа и не нужно их подминать — включить их в разумную систему оборота алкогольной продукции в нашей стране при определяющей и главной роли государственной монополии на этот вид продукции.
_____В заключение процитирую удивительные слова нашего Российского подвижника, Святого Праведного Иоанна Кронштадтского: “Если не будем вооружаться против живущих в нас страстей, то общее беззаконие вызовет праведный гнев Божий, и Бог повелит грозному мечу Своему посекать нас. Пусть же знают все царства и народы, все цари и подданные, что нет на земле ни одного непоколебимого царства, не было и не будет. Коль скоро одолели людей безверие и безнравственность, тогда неизбежно падают царства и народы”.
1.0x