Авторский блог Редакция Завтра 03:00 8 апреля 1997

ЗА РОССИЮ, БУДУЩУЮ

<br>
ЗА РОССИЮ, БУДУЩУЮ (СЛОВО КОМАНДИРА)
Author: Иван Карпов
14 (175)
Date: 8–04–97
_____
_____Он темноволосый, крепкий, среднего роста. Открытое лицо, веселая улыбка, от глаза, наискось, белый рубец шрама. На парадном камуфляже поблескивает орден “Мужества” и крест “За службу во внутренних войсках”, в обиходе все чаще называемый Кавказским крестом. Должность — командир разведроты.
_____В армию попал не потому, что очень хотел, просто других явных склонностей не было, вот и пошел в училище, — начинает он неспешный рассказ. — Потом “службу тащил” неплохо, с обязанностями справлялся, но быстро самому надоело: ни денег, ни перспектив, а тут еще женился — надо супругу содержать, кормить.
_____Я уже и работу себе приискал хорошую, у товарищей, тоже бывших военных, высокооплачиваемую и с возможностями продвижения. А в январе 95-го стали бригаду формировать в Чечню, ну и меня туда запузырили, спасибо “друзьям”-кадровикам — постарались…
_____Я с самого начала не очень хотел: вроде война какая-то непонятная, и пресса не одобряет, а как увидел солдат, с бору по сосенке набранных: сапожник, шарманщик, франт — так и совсем приуныл. Все, думаю: с такими орлами воевать нельзя, никуда не поеду, пусть увольняют за несоблюдение условий контракта, все равно сам уходить хотел…
_____Взял и уехал из бригады. Дома сказал, что никуда не отправляюсь. Жена, конечно, обрадовалась, ужин праздничный приготовила, а я лежу и все думаю — ехать или нет. Тут заходит знакомый мой и говорит, что товарища нашего общего, Володю, в этой Чечне не то убили, не то ранили тяжело. Вот тогда меня разобрало: обидно, когда своих бьют.
_____А через месяц я уже в Грозном был, в самой свалке, когда Черноречье чистили, Старопромысловский район, за “Минуткой” кварталы, потом к Аргуну пошли и дальше по всей Чечне колесить караваном. И надо сказать, на войне мне понравилось, хотя смерть вокруг и бытовые условия, прямо скажу, не как в санатории. Тут в психологии дело. Впервые я отдачу от своей деятельности почувствовал — не рутинные “мероприятия” делал, а настоящую работу, от которой человеческие жизни зависят. Вообще, война — самая азартная игра на свете, а офицер не только за себя ставки делает, но и за своих подчиненных отчасти. Поэтому надо ему быть очень расчетливым и ответственным. Это парадокс, но на войне офицеру часто приходится проявлять совсем не те качества, что в мирное время. В мирное время у офицера, который по должности ниже комбата, инициативы нет практически никакой, главное — четко выполняй, что укажут. В военное время по уставам не проживешь, даже взводом командовать не сможешь толком, если не будешь постоянно проявлять личную инициативу, без всякого ведома начальства, солдат своих этому учить. Получается, что на войне нужны одни офицеры, а в мирное время — другие.
_____И “круг общения” на войне более приятный, чем в мирной жизни. В армии, так же, как и на гражданке, далеко не все “рыцари долга”, всякой сволочи хватает, которая тебе жизнь так подпортит, что никакого мира не захочешь. А во время войны ее всю как ветром с передовой сдувает — находят способы в тылу остаться. А воюют в основном нормальные, порядочные мужики.
_____Кроме того, насмотрелся я на русских старушек, которые перед нашими машинами на колени вставали и благословляли. Очень быстро мы все поняли, что здесь славяне, как в фашистском концлагере жили. Раньше я себя никаким особенно русским не считал: просто жил сам по себе. А на войне понял, что есть одни — свои, а другие, как чеченцы, — совершенно чужие, враги. Я и книги серьезные, по большому счету, на войне начал читать, в основном исторические. У нас вообще многие молодые офицеры и бойцы пограмотней на этой войне задумываться стали о судьбе своей и о своем месте в жизни. О Боге и вообще о религии большинство стало задумываться. Это естественно, у кого-то друга лучшего убили, кому-то повезло — граната под ногами разорвалась, а сам целехонек, в кого-то чеченец с трех метров промахнулся…
_____Но и политикой стали интересоваться, поняли, что государство — это не только деньги в кассе. Отвечать перед потомками за все, что с ним будет, — нам.
_____Старшее поколение этого, как правило, не понимает. Много офицеров грамотных, честных, храбрых, но ничего в современной ситуации не понимающих, так как советской властью воспитаны.
_____Такие и к боевикам относятся как к обычным советским бандитам, а к остальным чеченцам как к жителям какой-нибудь Рязани или Кинешмы.
_____И к государству старшее поколение относится как к божественной силе, как-то безропотно и покорно. Не желают понимать, что государство — это как раз мы и есть, а политиканы — сегодня есть, завтра нет.
_____Я думаю, что наше поколение, может, и хуже, не такое моральное и порядочное, но смелости у него больше, чем у предыдущего. Речь, естественно, идет не о смелости перед лицом врага, а о смелости во взаимоотношениях с властью, например.
_____Правящая олигархия нас, молодых, боится больше, чем коммунистов престарелых и, конечно, очень старается оболванить, хлеба и зрелищ подкинуть. Но не очень получается. Ведь любая серьезная встряска — и у людей глаза открываются. И война чеченская в этом смысле оказалась мощнейшим катализатором.
_____Большинство тех, кто ее прошел, они – за Россию. Не ельцинскую псевдодемократическую и не партийную старозаветную, а за будущую… За нее они воевать готовы до последнего. Вот и сейчас мы потихоньку в командировку готовимся, на северном Кавказе драка-то еще только началась, а сколько их еще впереди?
1.0x