Авторский блог Редакция Завтра 03:00 24 февраля 1997

АНТИБУКЕР — ИЛИ АНТИЛИВШИЦ?

<br>
АНТИБУКЕР — ИЛИ АНТИЛИВШИЦ? (хаос)
Author: Зоил Советологов
8 (169)
Date: 25–02–97
_____
_____И вновь о судьбе поэта… На сей раз — поэта-постмодерниста Сергея Гандлевского. Кажется, еще совсем недавно на банкете Антибукера его нежно обнимал Михаил Горбачев, ласково называл Сереженькой и тут же признавался, что ни одного его стихотворения не читал. Впрочем, это и есть постмодернизм: политик говорит высокопарные слова о поэте, не прочитав ни строчки и даже не запомнив его фамилии, все Сережа да Сережа, будто тому семнадцать лет…
_____Поэт, в свою очередь, говорит высокопарные слова о поэзии, о своей высокой нравственности, о своем достоинстве, но как только речь заходит о деньгах, да еще зелененьких, да еще со многими нулями, он так же готов забыть все свои строчки, лишь бы получить все сполна…
_____Отчего разгорелся скандал с лауреатом премии Антибукера Сергеем Гандлевским? Была объявлена премия: ни много ни мало целых двенадцать тысяч долларов. Гандлевский, оказывается, под нее уже и квартирку присмотрел, решил расширить свои поэтические владения. Но государство протянуло свою мохнатую лапу и решило отобрать в качестве налога три с половиной тысячи долларов.
_____Но если не платят налогов ни АвтоВАЗ, ни КамАЗ, ни даже Газпром, то почему их должен платить поэт Гандлевский? Все живут черным налом. Все обходят государство стороной, и Гандлевский потребовал от “Независимой газеты” свои двенадцать тысяч сполна. Мол, знать не знаю ни про какие налоги! Объявили сумму во всеуслышание, вот ее и давайте… Гони монету!
_____Как русский национал-патриот плевать хотел Гандлевский на всякие Америки и Европы. Ему говорят, что Нобелевскую премию тоже объявляют заранее, но все лауреаты исправно платят налоги. Ему говорят, что налоги платят и с Гонкуровской премии, и с Пулитцеровской… А он знай свое: мол, в “Знамени” я налогов не платил, и в “Иностранной литературе” меценаты точны в выполнении своих обязательств. Да и премию Букера вроде бы наличкой дают? Как признается Гандлевский: “Я литератор и умею испытывать благодарность и говорить “спасибо”… Я премиям рад. Но давать их тоже надо уметь… ”
_____Вы слышите, Титус Советологов и все его коллеги, так и не научившиеся с черным налом работать? Сидит во всех вас неистребимая совковость, ничему “новые русские” вас не научили. Ваша привычка платить налоги и вести дела через банк, когда есть черный нал, — это же прямое неуважение к поэту, “присущее — как уверяет поэт — советским учреждениям и тем, кто свыкся с казенной атмосферой”. Вы бы, Титус, вручили стихотворцу его зеленые неказенно, из рук в руки, как все порядочные “новые русские”, а вы все рветесь к законности. Вот и получили от своего лауреата урок. И предупреждал же я вас по-зоильски: не лезьте в букеровскую кормушку. Там все свои, там все по-свойски, из рук в руки передают. Воспитывайте своих антибукерят. Зоил зря не скажет. В том году послушались меня: Алешеньке Варламову дали премию, он же от казенных налогов не скрывался! А нынче что? Хорошо, один Гандлевский такой финт выкинул, а если бы еще и Иван Савельев? Не случайно же о последнем Сергей Юрский сказал знаменательные слова, что он, к счастью, и физиономией, и текстом своим не похож ни на свое имя, ни на свою фамилию, — очень загадочный комплимент, после которого тоже от налогов можно скрываться. Придут, допустим, за налогами к Ивану, а он обличьем своим вовсе не Иван, чего ему ивановские налоги платить? Третий лауреат, Дмитрий Бакин, — вообще мифическая личность, прямо вроде Черубины де Габриак, изящной поэтессы начала века, в которую влюблялись великие русские писатели, но которой не существовало в природе. Влюбляться в Бакина, может быть, и не будут, но от виртуальной реальности опять же налогов не дождешься. Одни говорят, что за Бакина пишет Владимир Солоухин, другие утверждают, что это псевдоним Эдуарда Лимонова, а третьи видят опытную руку Евгения Евтушенко. Тут никакая налоговая полиция не разберется…
_____Но те хоть затаились, а от Гандлевского вроде как в налоговую полицию чуть ли не донос поступил. Мол, приглядитесь, а за Букера заплатили налоги всякие Астафьевы и Маканины, или нет? Там же неказенно все выдается, надо присмотреться! Да и премии журнала “Знамя” — немалые тысячи — вроде бы от налога утаили?..
_____Вот так от жадности постмодернистской поэт не только скандал учинил, но еще и подставил товарищей по Букеру и другим, скрываемым от налогов, премиям.
_____Нет уж, мы свои зоильские премии таким, как Гандлевский, выдавать побережемся. Мы о них даже не объявляем, а то, что к нам в газету “Завтра” все талантливые молодые авторы бегут, не говоря о живых классиках — вовсе не потому, что наши тысячи в конвертах запечатанных без всяких подписей вручаем. Мы просто постмодернизма всякого не признаем, вот у нас и скандалов не бывает, воздух чище, и совсем другой, наш Иван Савельев, хороший русский поэт, по традиции похож и на Ивана, и на Савельева. Право, жалко мне Сергея Гандлевского: как освободился от влияния своего былого друга Александра Казинцева, так и покатился по наклонной, министра Лившица не слушает, налогов платить не желает. Ведь из трех с половиной тысяч долларов, взятых у Гандлевского в казну, Лившиц бы сорока пяти старушкам пенсию выписал! Вот и остается открытым вопрос: за что Сергей Гандлевский так не любит старушек?
Зоил СОВЕТОЛОГОВ, двоюродный брат Титуса
1.0x