Авторский блог отец Дмитрий Дудко 03:00 17 февраля 1997

«НЕ ПРОКЛЯНИ, НО БЛАГОСЛОВИ… »

<br>
«НЕ ПРОКЛЯНИ, НО БЛАГОСЛОВИ… »
Author: Отец Дмитрий Дудко
7 (168)
Date: 18–02–97
_____

1
_____
_____Давно я не писал в газету. Просто не писалось. Никакой цели ни я, ни газета не преследовали. А вот с начала нового года и Рождества Христова захотелось написать.
_____Наверно, сразу читатель спросит: так с какого же времени мы исчисляем Новый год? Конечно, с Рождества Христова. В Советское время иногда писали: “с так называемого” или просто — “новой эры” а что такое новая эра — догадайся, мол, сам. А почему сперва Новый год, а не Рождество Христово — объясняется просто. Есть два стиля: юлианский и григорианский. Юлианский, как известно, на 13 дней отстает, хотя астрономически и тот, и другой не точен. Церковь наша отмечает праздники по юлианскому стилю, на Западе — по григорианскому, но те и другие Рождество Христово празднуют 25 декабря. И вот у католиков так и есть — формально 25 декабря, а у нас — 7 января, все из-за той же разницы в 13 дней.
_____Досадная разница, скажет кто-то, как будто празднуем разным богам. Но читатель может быть спокоен: празднуем одному Богу Иисусу Христу, важно для нас событие, а не стиль. Поэтому я читателя поздравляю сначала с Рождеством Христовым, а потом с Новым годом.
_____По-моему, мы расходимся с Западом не только в стиле. Основное наше расхождение, что там христианский Бог заменяется непонятным нам, но понятным им, Богом Мамоной, а у нас даже материалисты, то бишь безбожники, такого Бога не принимают.
_____Вот тут надо подумать еще вот над чем. Что важнее: внешние действия, то есть от Бога Бизнеса — Мамоны — или внутренние, от настоящего Бога — Иисуса Христа? С этих позиций надо и рассматривать случившееся у нас. Бог Мамона, который полез во все наши незаделанные щели, правит миром — или Христос, который сказал о Себе: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
_____А с новым годом, мне кажется, начнется переломный момент. Вот с телевизионных экранов кричат о лидерах, вождях, к этому присоединяются и патриоты. Мне как духовнику хочется сказать: настоящий лидер, вождь придет тогда, когда это будет нужно. Представьте себе: приходит самый хороший вождь, а вести будет некого. О каком успехе тогда может идти речь? Вождь от Бога, как всякая власть от Бога, а нам нужно молить: да будет воля Твоя, Господи, как на небе, так и на земле.
_____А вообще, слава Богу, что есть Россия. Это, пожалуй, единственная страна, противящаяся Антихристу. Недавно мне один священник вот о чем рассказал. Как-то, разговаривая, он сказал, что русский народ — самый недисциплинированный, и не любящие русский народ покачали головами и сказали: “Да, правда”. Священник добавил: “Вот когда придет Антихрист, все дисциплинированные поклонятся ему, а недисциплинированный русский народ скажет: “А зачем мне кланяться врагу нашего спасения? ” — и не поклонится. Вот тут и задача: что лучше: дисциплина или нет? Я бы этот вопрос поставил несколько иначе: дисциплина — материального происхождения или духовного? Что первичнее, как у нас в советское время говорили: дух или материя? Или, как иногда шутят: что сначала — курица или яйцо?
_____На этой бодрой ноте и закончу. То есть во главу угла нужно поставить Бога. Аз есмь Господь Бог твой да не будут тебе бози инии разве Мене. Положись на Бога и будь спокоен, тогда даже самое страшное — смерть — будет вести нас к вечному блаженству. Ну а бизнесменам (не подобным русским купцам, которые строили храмы) скажу: безумный, в сию ночь…
_____Для верующего не существует ночи. Ищите Царство Божие (восьмой день, вечность) и все остальное приложится вам.
_____Все творю все новое, — сказал Христос. Христианство — это всегда новое и всегда радостное. Значит, с радостью вас, русские люди, не унывайте, миром правит Бог, а не кто-либо другой.

2
_____
_____Обычно с окончанием старого года начинают подводить итоги. Вспоминают трудное и легкое. Нам вспоминать легкое не приходится, нужно сказать сразу. Лучше вспомнить свои ошибки, вспомнить, чтоб не забыть. И где мы стали на твердом камне так, чтоб взбушевавшиеся волны житейского моря не смогли бы нас поколебать.
_____Но всегда при подведении итогов нужно иметь в виду одно: человек предполагает — Бог располагает, и тут себе представить, что есть промысел Божий, и он заключается в том, что наши дела, выражаясь современным языком, поведет в нужном направлении. А без Бога, как говорится, напрасно трудимся.
_____Пришедший год как бы обновляет старое и начинает новое. И вот это новое — Рождество Христово. Христос рождается в мир. Он все обновляет, ныне начинается все новое. Не уничтожение старого, а старое превращается в новое.
_____Итак, не забывая старое, устремимся к новому. Вот тут вся и загадка: в чем это нам видится новое? В новых страданиях, в обновлении сил? Но как их обновить, мы очень устали, или как нам по-новому двигаться?
_____Старые наши ошибки в том, что мы очень нетерпеливы, хотя это и очень понятно: стало настолько трудно, что сил не хватает. Поскорее бы. Но процесс идет своим чередом, и вот новое… Начинается общее дыхание не только коммунистических сил с патриотическими, но и с демократическими в лице власти — этого еще не бывало, пусть пока и мало заметно.
_____И сразу хотелось бы отметить недостатки. Мы где-то слишком увлекаемся и своим горем, и своим протестом, так что забываем о том, как мы сами повернулись к Богу, как мы живем, по-христиански ли? — в этом главное и от этого все зависит.
_____Когда зажигается рождественская звезда, на звезду идут мудрецы, простые пастухи, еще не все знают, что же совершается, но уже радостно начинают трепетать сердца, совершается то, что должно совершиться, — наше спасение. Не просто устройство наших земных дел, но и небесных, ибо, живя на земле, мы в то же время и жители неба, и от того, насколько мы устремляемся к небу, настолько будут поправляться и наши земные дела.

3
_____
_____Если, как говорится, непредвзятым взглядом посмотреть на все происходящее в России, то, во-первых, станет страшно: полный разброд и гибель всего и вся во-вторых, о какой России идет речь, ее нет, вместо России создается что-то безликое, и над всем маячит меркантильный интерес, то есть бизнес и злорадное коварное лицо Америки. Если еще и до революции на Америку русские смотрели с недоумением, то сейчас все ясно: вот кто наш враг! Америка со своим денежным мешком, бездуховностью и земными удовольствиями.
_____Но, однако, и там, хотя и не в самой Америке, писатель Франсуа Мариак (Франция) говорил: если и видит он какой свет, то это только из России. Резонно спросить сейчас у нас: а мы, живущие в России, видим ли этот свет, понимаем ли то, что все взгляды честных людей направлены на Россию? А если России, как на непредвзятый взгляд кажется, нет — тогда встает страшный вопрос: значит, конец, на что же надеяться?
_____Да, и в Евангелии, и вообще религиозные люди опять заговорили о конце. Конец миру близок, вот-вот наступит, становится нечем жить, Антихрист воцаряется со своим обманом и губительством.
_____Но мне хотелось бы посмотреть взглядом христианина и священника: что в самом деле происходит, посмотреть трезво, не шарахаясь из стороны в сторону. Ничего страшного. Происходит то, что должно происходить в греховном мире. В России идет процесс, и пока трудно сказать — к худшему он или к лучшему. Русский философ Евгений Трубецкой говорил: в мире накопляется с одной стороны зло, а с другой — добро. И, вопреки всему и всем, добра больше. Я, со своей стороны, рассуждаю так: накопление зла в мире — это и его гибель. Зло, накопляясь, разоблачает самое себя, большое зло — это ничто, хотя оно страшит и угрожает. Добро, накопляясь, не вмещается в этом мире, оно уходит в вечность, потому что добро не временно, а вечно, и здесь, в этом мире, его остается немного. Поэтому близорукие, видя мало добра в мире, пугаются: ну, значит, конец. Но малость добра — сильнее огромного зла. Вот тут можно сказать, глядя непредвзятым взглядом: добро все-таки пока есть. А если есть добро — значит, будем жить.
_____Прежде чем перейти к дальнейшему рассуждению, я должен сделать некоторое отступление.
_____Глубокие воды плывут в двойном направлении, в глубине — в одном, на поверхности — в другом. Вот в каком направлении плывут воды в России — надо усмотреть. Понимаю, что трудно, потому что поверхность в бурных волнах, но усмотреть надо, чтобы не отчаяться.
_____Второе. Есть человеческий процесс и Божеский, иначе сказать: промысл Божий. Если с точки зрения промысла Божьего посмотреть, то надо знать: и один волос с головы не падает без повеления Божьего. Делают люди и делает Бог. Человеку невозможно — Богу же все возможно. Но мы — люди, следовательно, религиозные существа, а значит, должны веровать. И как апостол Павел говорит: и мне становится возможным с помощью Божьей. То есть с верой в Бога.
_____Теперь будем еще рассуждать. Мы будем праздновать 850-летие Москвы. Москва — сердце России — стоит. Стоит Москва — значит, стоят усилия русских людей. Эти усилия — собрать воедино Русь. Собрать Русь, а Москва сейчас собрана? Скажу: собирается, как и должно быть при процессе.
_____Но это я все-таки отклонился, мне хочется сказать вот о чем. О России благополучной я уже сказал, а теперь — о неблагополучной. Советская власть, коммунистический режим, когда вроде бы все зажимали и гнали, пусть это даже поверхностный взгляд, но он отражает и глубинный. Что происходило: укреплялась воля, а значит, цементировалась Россия, закладывался ее фундамент. Нет, мы фундамент имели и до этого, но иногда его не чувствовали, потому и косили на Запад. И, конечно, зажим, цензура иначе, и гонения — отрицательные явления, но они же и положительные. Как говорил писатель Солоухин: когда бьешь по гвоздю, он глубже входит, следовательно, все становится крепче. Отсюда и польза революции, и коммунистического режима. Демократический же хаос, неразбериха, беспредел, разгулявшиеся волны преступности — от этого должно укрепиться наше сознание и очиститься сердце, чем можно жить, на что уповать, и как не надо, а как надо поступать. На то мы и мыслящие существа, чтобы рассуждать, философствовать.
_____Мне недавно попалась интереснейшая современная книга “Русская идея и ее творцы”. Арсений Гулыга, вот образец, как мы должны рассуждать. Россия будет жить до тех пор, пока будет хоть один рассуждающий. Мыслю — значит, существую. Россия идет своим путем, русская тройка, по Гоголю, несется вперед, хотя на телевидении заменили ее взбесившимися лошадьми, но это телевидение — Запад, пусть эти кони и бегут на Запад, а наша тройка несется, и другие страны сторонятся и дают ей место в поднебесной.
_____Но как ни говорите, скажут мне, Россия на сегодняшний день — не та, и есть западные разгулявшиеся кони. Еще раз я скажу это кажется и, поскольку я священник, подтвержу Священным Писанием: человек предполагает, а Бог располагает. Однако, что же нам все-таки делать — как нам, людям с плотью и костьми, жить? Все разрушается, смертность превышает рождаемость. Конечно, я тут же снова — за Священное Писание: должны быть и разделения среди вас, чтобы выявились искусные. Должно быть и разрушение, чтобы создать на твердом камне фундамент, чтобы никакие воды не поколебали русского здания.
_____Давайте смотреть предвзятым взглядом. Я подчеркиваю — не непредвзятым, а предвзятым! Определенным, с определенных позиций.
_____Когда это было, чтоб волки и овцы уживались, а теперь уживаются. Конкретизирую. Коммунисты гнали Церковь, а теперь глава коммунистов Зюганов говорит: Россию можно вывести из кризиса только путем Православия.
_____Православие — вот тот фундамент, на котором мы должны все строить. Так-то так, скажут мне скептики, но сам-то фундамент — Православие! — разделился. И не поймешь, где же оно: в Московской патриархии, в Зарубежной церкви, в Катакомбной и т. д.? А я скажу: а вы рассуждайте.
_____Сейчас наступило такое время, когда мы должны уметь рассуждать, самостоятельно мыслить. Хаос, как ни странно, ведет к единству. Единая, святая, неделимая Русь. Все это теория, скажут мне, а как вот жить: не дают зарплаты, не на что купить хлебушко. Над народом русским творят мор, это уже очевидно. Пять хлебов и две рыбки — и все насытятся, это чудо, а чудеса в наше время отсутствуют, кроме шарлатанских, но их чудо впоследствии превращается в сатанинскую реальность…
_____А попробуй-ка все равно поделиться последним кусочком — и как раз все насытятся. Надо уметь делиться последним. По Евангелию: будь верен в малом, над многим поставлю…
_____В “Независимой газете” появилась статья о Нееврейском вопросе, и в газете “Завтра” — “Оппозиция, с кем и куда? ”
_____Решение вопроса как в той газете, так и в другой, одинаково. То есть с чисто политической или чисто человеческой точки зрения. Меж тем, как эти вопросы можно решить с точки зрения только христианской.
_____Только во Христе нет эллина и иудея, а без Христа этот вопрос не решить, и он будет. И ни евреи, ни русские его не решат. А вот когда станут на равных у подножья креста Христова еврей и русский, этот вопрос будет решен. А без этого — недоверие, ненависть и, естественно, непонимание.
_____Представим на минутку: еврей и русский сошлись у креста Христова. Сошлись как братья-грешники, и тем и другим надо раскаяться.
_____Еврей: — А как мне раскаяться, не евреи распяли Христа, а римские солдаты. Да и что мне стоять с русским. Я Богом избран, а русский — кто?
_____Ну, представим себе, что не еврей распинал (впрочем, из кого состоял Синедрион, осудивший Христа?), просто на еврея навет. Ну раз навет, стану по смирению, как последний. Да и можно ли считаться у креста Христова? Если Христос распинается с разбойниками вместе? Может ли это еврей: не первым, но последним стать? Предоставляю судить им самим.
_____А попробуйте хотя пискнуть, что русский — богоносный, как сразу же покосятся: русский — богоносный, это тот, который распинал Распинаемого? Семидесятилетний атеизм в России говорит об этом.
_____Вот где загвоздка, вернее — гвоздь. И чем больше мы будем бить по этому гвоздю, тем он больше будет входить в сердце. Я же на ушко все-таки скажу: у русских антисемитизма нет. На евреев они говорят от страданий, надо же на кого-то обиду излить. А во время, допустим, войны русские спасали евреев, жертвуя своей жизнью.
_____Что же делать? Просто, кажется: каяться. Вот и пусть каждый покается.
_____Оппозиция, с кем и куда? — это тоже чисто политический вопрос. Но политически его все-таки не разрешить. Решить можно только нравственно, притом с позиций священника.
_____Нам нужно объединиться, найти общий язык, понять, что мы братья не только по крови, по духу. А считаться с обидами, кто как заблуждался, да как грешил — это не наше дело, и не нам решать. Решает Бог, оттого и такое время переживаем. Что не мы решаем, а Бог. А нам нужно решать внутренний свой вопрос: все мы братья во Христе. Без Христа — мы враги друг другу.
_____
1.0x