Авторский блог Николай Виноградов 03:00 17 февраля 1997

«ЧТОБЫ ЛЮДИ НЕ ОБМАНУЛИСЬ В ОЖИДАНИЯХ»

<br>
«ЧТОБЫ ЛЮДИ НЕ ОБМАНУЛИСЬ В ОЖИДАНИЯХ»
Author: Николай Виноградов:
7 (168)
Date: 18–02–97
_____
Диалог Александра Проханова
с Николаем Виноградовым,
губернатором Владимирской области

_____
_____Александр ПРОХАНОВ. За последние годы я дважды бывал во Владимире и у меня сложилось впечатление, что город был радикально- демократическим. Мы пробовали печатать там газету, ее тогда выкинул из местной типографии предшествующий губернатор. То есть Владимир, глубинный русский город, как ни странно, переживал бурное увлечение так называемыми “демократическими” идеалами.
_____Потом ситуация стала меняться. И тот факт, что вы оказались избранным губернатором Владимирской области, свидетельствует об изменении настроений, о произошедшем переломе. Не могли бы вы рассказать об этой очевидной трансформации народного сознания? С чем вы столкнулись на выборах? Какие технологии против вас использовал противник и чем вы отвечали на эти технологии? Одним словом, как вам удалось в этой новой для общества социально-психологической войне победить?
_____Николай ВИНОГРАДОВ.Что касается “демократического фона” в городе Владимире, кое в чем я бы с вами не согласился. Если говорить о демократии в истинном понимании этого слова, то, действительно, людям сегодня присуще стремление к возрождению народовластия. Но ведь это было и раньше: и в 90-м, и в 91-м годах. Другой вопрос, что псевдодемократический фон тоже присутствовал, но он исходил в основном от власть предержащих, то есть людей, которые принимали решения и пытались провести их в жизнь.
_____Трансформация в обществе действительно происходит. Главная причина, по-моему, в том, что люди перестали верить в обещания, перестали верить псевдодемократической фразе. Вся прежняя политика практически строилась на обещаниях, которые не выполнялись. Видимо, сегодня в значительных масштабах, как никогда раньше, произошел разрыв между словом и делом. И люди это понимают. Они хотят видеть конкретные шаги по улучшению жизни, по снижению социальной напряженности. Наверное, поэтому меня и поддержали на выборах. На мой взгляд, у избирателей возникло желание увидеть в руководстве людей, которые имеют какой-то конкретный производственный, практический, жизненный опыт. Причем именно в областном центре я получил значительную поддержку избирателей.
_____Предшествующий глава администрации, на мой взгляд, построил свою избирательную кампанию опять же на обещаниях. Они были несколько популистского плана, касались, например, выплат пенсий по каким-то льготам, в том числе и журналистам.
_____Я же свою избирательную кампанию строил иначе. Старался давать объективную характеристику ситуации и откровенно говорил людям, что никакого быстрого улучшения жизни ожидать невозможно, поскольку глубина нашего падения — велика. Обещал, что буду работать добросовестно, настойчиво, учитывая мнение людей самых различных убеждений и разных слоев общества.
_____Многих беспокоили подходы кандидатов к решению кадровых проблем. Эти вопросы на встречах задавались очень часто.
_____Отвечал на них таким образом: “Да, я член коммунистической партии… На первое место ставлю порядочность, на второе — профессиональные качества того или иного должностного лица. И только на третье — партийную принадлежность. И думаю, то, о чем я говорил, находило отклик в сердцах, в сознании людей. Получить 63 процента голосов избирателей, я считаю, есть выражение доверия и огромный аванс мне как должностному лицу.
_____А.П. Вы стали руководителем области, которая в течение несколько лет была в руках людей, противоположных вам по идеалам, убеждениям, политическим приемам. За эти годы они внедрили не просто новый уклад — по всей России создается новый буржуазный уклад — они построили свои властные структуры, создали свой аппарат, наводнили своими сторонниками районное звено, создали свою прессу, свое телевидение. По существу, вы пришли со своей победой в зону, которая была освоена вашими предшественниками, а, может быть, и противниками. Вы не чувствуете некоторое противодействие, скрытый саботаж, которые, даже чисто психологически, должны устраивать вам предшественники? Как в этих условиях вы действуете? Понимаю, что это очень деликатный политический вопрос, вопрос внутреннего такта, особого чутья и свойства, но как вот с этим обстоит дело у вас?
_____Н. В. Такая проблема, действительно, существует. Не могу сказать вам определенно и конкретно, как проявляется подобная конфронтация или неприятие каких-то моих шагов. Пожалуй, присутствует настороженность: ну, посмотрим, что у него получится. Есть и такие заявления: “Пришел, но все равно ничего у него не выйдет”.
_____Что я пытаюсь делать? Исхожу из того, что если брать управление в целом, у нас самый главный и надежный рычаг — это формирование общественного мнения. И когда есть какая-то задумка, какая-то идея, надо постараться убедить людей в ее правильности. Поэтому перед тем, как принимать какие-то конкретные решения, — имею в виду прежде всего управленческие задачи, — я провел ряд встреч. Самые крупные из них — с руководителями промышленных предприятий, потом — с представителями аграрного сектора. Были встречи и с работниками жилищно-коммунального хозяйства, с профсоюзным активом. На прошлой неделе состоялся разговор с представителями здравоохранения.
_____Я подписал распоряжение о первоочередных мерах в целях стабилизации экономической и социальной обстановки в области. Всего для себя я наметил принять где-то порядка двадцати постановлений и проектов законов для внесения в законодательное собрание.
_____Но необходимость в первоочередных мерах была достаточно явной, и больших размышлений по этому поводу не было. Во время избирательной кампании я их озвучивал, говоря о том, чем собираюсь заниматься. А потом, после упомянутых мною встреч, появилась масса предложений. Причем на встречах вопросы я ставил таким образом. Денег не просите, у нас их нет, и конструктивный разговор получится только в том случае, если будут конкретные деловые предложения по улучшению ситуации. Всегда подчеркивал и повторяю сейчас, что пятьдесят процентов успеха зависит от нас самих, то есть от области, а не Федерации.
_____И вот появилась масса предложений, которые мы обобщили, и на этой основе вырабатываем некий документ, то есть составляем определенный план мероприятий, план работы, прежде всего нормотворческой. К тому, что первоначально было нами наработано, мы добавляем предложения, которые прозвучали от представителей самых различных отраслей. По этому плану мы и начнем действовать. В чем мне будет уже легче? Ведь это не я многое в этом плане придумал, это предлагают люди, которые разбираются в проблемах своей отрасли. Мы включили все это в план, в документ, а дальше будет работа по его исполнению.
_____И вот в этой ситуации, что я себе намечаю?
_____Во-первых, я увижу, кто чего стоит. Ведь в том же аппарате управления разные есть люди. Кстати, после вступления в должность — это было 17 декабря — я собрал руководителей департаментов, отделов управления и попросил каждого изложить на нескольких страницах свое видение проблем того участка, которым он занимается, а также свои предложения. Вот эти документы мне тоже дали определенное видение способностей людей. По каким качествам, критериям я даю оценки работе должностных лиц, я уже сказал. И будет видно: кто хочет работать, кто не хочет, кто ее саботирует или только делает вид, что стремится решить проблему.
_____А.П. Расскажите, как вы ощущаете зоны тревоги, зоны опасности, которые вас окружают в области? Ведь Владимирская область — это своя оборонка, это свой аграрный комплекс — помню, как был в ваших совхозах, где племенной скот выращивают, — это социальная сфера, это учителя, это памятники культуры, это проходящие через область трасса, коммуникации. И все это пульсирует, дышит, напоминает о себе. Что сейчас вас больше всего тревожит, на какие зоны, объекты устремлено ваше внимание?
_____Н. В. Начну с вопроса, решение которого требует постоянного оперативного вмешательства, — недостаток топлива, в частности, газа, угля, мазута. Этим приходится заниматься практически ежедневно. Корень всей проблемы во взаимных неплатежах. А мы должны, естественно, за топливо, и нам сокращают подачу газа, мы не можем приобретать мазут и так далее. Пожалуй, это самая острая проблема на сегодняшний день. Мы ее пытаемся решать. А что касается перечислений, я не знаю сегодня, к сожалению, такой отрасли, такого направления, где положение не было бы критическим. Если говорить о бюджетных делах, то у нас только-только хватает средств на выплату заработной платы, да и то не совсем. Ведь перед Новым годом мы пошли даже к областной администрации — брали кредит, чтобы выплатить заработную плату врачам и учителям. То же самое происходит на уровне городов и районов. Мы выступаем гарантом, а они берут кредит для того, чтобы рассчитаться с работниками бюджетной сферы. То есть проблем здесь масса. Но те меры, что мы сейчас вырабатываем, я надеюсь, дадут результат.
_____Я наметил для себя год, чтобы попытаться разгрести завалы как в экономическом, так и в социальном плане. Чтобы во второй год можно уже было получать какие-то результаты. Таким образом я мог бы оценить свою работу. Полагаю, что и избиратели будут делать то же самое. Через два года можно уже будет говорить, что получилось и что не получилось. Это если брать в крупном плане. А что касается тактических ходов — оценку им, естественно, даст каждый год.
_____А.П. Вот вы хотите решать бюджетную проблему, проблему поставок. Мы знаем, что из этой коровы, имя которой Лившиц, не выдавишь больше, чем она держит в своем вымени. Как бы мы к нему ни относились, вряд ли он утаивает какие-то крупные средства. По-видимому, резервом являются новый уклад, новая небюджетная сфера: там активность, там деятельность, там можно инициировать новые, не связанные с центром процессы. Получается, что этот новый буржуазный уклад, он, с одной стороны, коммунистам может представляться враждебным по своей сути, а с другой — быть подспорьем, источником движения?
_____Н. В. Для меня абсолютно ясно, что никакого возврата назад быть не должно. Вся проблема состоит в том, чтобы экономика была социально ориентирована. Нам сегодня вряд ли надо призывать людей: давайте вернемся к старым отношениям. Нет, это будет ошибкой. Ведь если брать крупные теоретические вопросы, то даже у Ленина вы не найдете определения, что социализм — это сугубо государственная собственность на средства производства. Нет. Речь у него идет об общественной собственности. А у нее могут быть разные формы. На определенном историческом этапе, потребовавшем масштабных преобразований в стране, госсобственность была шагом вперед. Но дальше нам необходимо было идти по пути поощрения индивидуальной и коллективной собственности. Мы эту возможность упустили. Поэтому если говорить о “разных формах хозяйствования”, я не считаю, что это плохо. Вопрос в другом: на что нацелены действия нового хозяина или хозяев? Я, кстати, пытался об этом говорить на Совете Федерации. Ведь не секрет, что сегодня на ряде крупных предприятий контрольный пакет акций находится в руках у небольшой группы людей, а то и у одного конкретного руководителя. И вряд ли он в этих условиях объективно заинтересован в расширении объема производства, в решении вопросов его развития. Часто складывается такая ситуация: предприятие работает хуже, и его акционеры продают акции. Скупка их идет по целому ряду направлений, в том числе акции в значительной мере оседают и у руководителя. Таким образом, чем меньше работающих, тем большим собственником он становится. Что будет завтра с этим предприятием?
_____Или, скажем, некое лицо, овладев значительным пакетом акций, пытается развивать другое производство на существующих площадях. Что, как правило, практически невозможно и заканчивается неудачей. Значит, в ряде случаев у него объективно появляется интерес продать все эти акции. При этом он становится богатейшим человеком. Вот в этом случае мы в обязательном порядке должны вводить какие-то препоны.
_____Как я себе это представляю? Мы должны идти по пути определения задачи предприятию, то есть вводить какие-то элементы планирования. Не хочу этим сказать, что надо делать так, как было раньше. Но жизнь действительно требует ввести какие-то элементы плана, за которые тот или иной руководитель — а он сегодня в ряде случаев становится реальным собственником — должен нести ответственность. И если он не справляется с теми или иными задачами, естественно, он должен поступиться собственностью. В чью пользу? Думаю, в пользу государства…
_____Теперь в отношении резервов. Они действительно есть, я их чувствую. Вот только, как найти ход, чтобы эти резервы задействовать, — это вопрос вопросов. Кстати, один из путей я вижу в том, чтобы при нашем всеобщем безденежьи устанавливать заказы. Мы уже коснулись в несколько другой плоскости этого вопроса, и сейчас в области пойдем, в частности, по этому направлению. Я подписал постановление о введении областного заказа. Суть этого подхода достаточно проста. Ведь у нас масса бюджетных организаций, которые сидят без денег, и которых худо или бедно мы пытаемся как-то обеспечить всем необходимым: медикаментами, постельными принадлежностями, инвентарем и т. д. Но что получается? Выделенные им на это деньги уходят посредникам, через которых приобретаются соответствующие товары, часто импортные. При этом удорожание той или иной продукции, которую мы могли бы иметь у себя в области, происходит процентов на 2030. Отсюда задача — попытаться загрузить мощности наших производителей той или иной продукции путем заказа. Денег живых нет, значит, в счет областного заказа мы будем им прощать отчисление налогов в бюджет. Им выгодно — нам выгодно. Появляются оборотные средства, начинается движение.
_____Что еще мы хотим сделать в рамках областного заказа? В обязательном порядке введение тендеров. Потому что если сегодня просто-напросто объявить областной заказ, завтра нам предложат выполнить его по дорогой цене. Мы согласимся, и что же выиграем? Значит, мы должны ввести конкурс: кто сделает все дешевле, быстрее, качественнее и так далее.
_____Совершенно уверен, что нам нужно поддерживать мелких и средних предпринимателей. Есть люди, которые хотят в этой сфере работать. Но у них, в силу ряда причин, сегодня дело не идет. Их нужно поддерживать. Вчера пришла группа фермеров — тоже хотят работать, но возможностей нет. Значит, мы должны находить какие-то пути для того, чтобы задействовать это производство, чтобы получать реальную от него отдачу.
_____И еще одна проблема, которой тоже нужно активно заниматься. Постоянно у нас такое чувство: что-то надо срочно делать с налоговой системой. По-настоящему делать. Нам ведь все постоянно говорят: “Налоги душат, налоги душат”. Но что может произойти? Вот если в одночасье мы все налоги уменьшим, скажем, в 3 раза, я абсолютно уверен, что в бюджет деньги поступать не будут как в федеральный, так и областной. Значит, мы должны предусмотреть некий переходный период для послабления налогового бремени.
_____Какой здесь выход? Сейчас готовим постановление: мы будем давать налоговые льготы в части отчисления в областной и местный бюджет предприятиям, увеличивающим объем производства. То есть предприятие увеличило объем производства, а поступления в бюджет остались прежними. Хочется, чтобы у нас появилась хоть какая-то константа, которая не даст нам умереть совсем. А дальше у предприятия появится возможность наращивать оборот средств, оно начнет развивать производство.
_____И мы не рассчитываем на федеральный бюджет. Я прекрасно понимаю, что у правительства нет резервов. Будем говорить, что оно гасит пожар, делая это за счет того, что кому-то все время недодает. Так невозможно справиться с огнем. Постоянно появляются его новые очаги. Значит, нужны другие подходы. И думаю, мы их найдем.
_____А.П. Как вы вошли в семью губернаторов? Вы почувствовали, что в этом небольшом сенате существуют свои архипелаги, свои острова, свои подводные хребты? Что это совершенно не однородная среда. Есть, скажем, группировка, близкая к Лужкову, Немцову, есть губернаторы, близкие к НПСР. Что это за мир, в который вы вошли, как вы его ощущаете?
_____Н. В. Дело в том, что я членом Совета Федерации являюсь уже второй год, поэтому мог оценить руководителей регионов еще до моего избрания губернатором. Каких-то особых группировок в этом органе представительной власти я не заметил, группировок нет. Но я достаточно четко мог и могу сейчас спрогнозировать выступления и заявления тех или иных губернаторов, они повторяются по любому вопросу. Раньше большинство занимало проправительственную, пропрезидентскую позицию, это было явно. Мне кажется, сегодня таких стало меньше. Здесь есть причины как объективного, так и субъективного характера. На мой взгляд, целый ряд глав администраций уже убедился, что мы с проводимой ныне политикой оказались в тупике. Из этого тупика надо выходить. Поэтому такой явной позиции лоббирования тех или иных президентских решений сегодня не просматривается. Хотя, повторяю, я могу заранее просчитать содержание выступления того или иного руководителя региона.
_____Что касается НПСР. Наверное, еще было мало времени для того, чтобы выявить позицию тех или иных людей. Хотя пришло много лиц, проводящих линию народно-патриотических сил. На мой взгляд, сейчас продолжается период их адаптации. Люди хотят все понять, люди хотят все проанализировать. И вскоре они заявят о себе. В этом я абсолютно уверен.
_____Другая ситуация. Вы посмотрите, еще год назад главы администраций так называемых благополучных регионов, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Свердловск, не поднимали вопросов остро политического плана. Сегодня же они их поднимают. Получается, что и там все переходит в достаточно сложное состояние. Если уже Лужков начинает считать деньги и у него не сходятся концы с концами, то становится очевидным, что нынешний курс нужно менять. Нужно что-то делать по защите собственного товаропроизводителя. Такие разговоры сегодня идут повсюду.
_____А.П. Мы часто оперируем такими категориями, как смена режима, смена курса. Это ведь не одно и то же. Самые радикальные из нас стремятся сменить режим. Но люди более взвешенные, умеренные полагают, что и с нынешним составом правительства, с нынешним аппаратом можно было бы работать, если бы общий курс был скорректирован. Имеется в виду — больше плановых компонентов, больше госзаказа, отказ от диктатуры Международного валютного фонда. Эта тенденция смены курса действительно прослеживается везде.
_____Не кажется ли вам, что если бы удалось консолидировать группу сенаторов, пришедших от НПСР, и группу членов Совета Федерации, связанных с народно-патриотическими силами, превратить их в особую неформальную структуру, то с помощью этой структуры можно было бы с большей эффективностью воздействовать на правительство, добиваясь смены курса?
_____Н. В. Вы знаете, на прошлом заседании Совета Федерации к нам попала какая-то книжка, какие-то исследования, авторы которых попытались всех членов Совета расписать: кто от коммунистов, кто от “Наш дом — Россия” и т. д.
_____Это вызвало негативную реакцию со стороны членов Совета.
_____Я не думаю, что сейчас будут организовываться какие-то группы. На мой взгляд, по каждому вопросу могут быть самые разные позиции. Но если мы все государственники, консолидация будет происходить прежде всего по защите интересов государства, по защите интересов России.
_____Другой вопрос, что проблемы, проекты законов, которые мы рассматриваем, могли бы анализироваться лучше, рассматриваться более основательно. А для этого нужна кропотливая и более качественная работа комитетов.
_____Что же касается представителей Народно-патриотического союза, то здесь у меня позиция четкая: они должны себя проявлять. Я в этом абсолютно уверен, потому что смена курса нужна.
_____Ведь об этом сегодня твердят все. Об этом даже президент говорил. Значит, что-то серьезно мешает решать эту проблему. Вижу здесь два момента. Первый — зависимость от внешних факторов, в том числе от обязательств, которые даны Международному валютному фонду. Второй — зависимость от внутреннего фактора. Ведь очевидно: для того, чтобы снимать проблему неплатежей, нужны какие-то внутрироссийские развороты, нужен другой подход. Пока ничего не получается. Не получается, по-моему, из-за того, что целый ряд направлений просто-напросто лоббируется. Теми, кто сегодня располагает значительной частью собственности. Наверное, лоббируется потому, что иначе — надо чем-то поступиться. Ведь если мы говорим о введении элементов государственного управления, значит, у кого-то соответствующие элементы должны быть отобраны. И здесь возникают противоречия, которые не дают решать эту задачу. Значит, нужно найти такие пути, которые бы преодолели это лоббирование.
_____Внутри существующей команды ведь тоже надо определяться: кто-то говорит о необходимости изменения курса, а кто-то не желает его менять. И вот здесь проходит водораздел, который должен определять, кому работать в правительстве, а кому нет. Позицию здесь должны, естественно, занять президент и премьер-министр. Более четкую, чтобы она была всем понятна. Потому что, например, при обсуждении бюджета выступал Черномырдин и сделал целый ряд серьезных предложений. Но у меня есть очень большие сомнения по поводу их реализации. Ведь шаги и раньше предлагались хорошие, а дело шло прямо в противоположную сторону. О каком повышении управляемости можно говорить, когда вчера, например, подписан документ по вопросу приватизации Госстраха? Здесь масса вопросов…
_____Вот недавно я встречался с послом Австрии. Предварительно, разумеется, познакомились со справкой по состоянию австрийских дел. Сырьевые, энергообеспечивающие отрасли, транспорт, в частности железнодорожный, находятся в руках государства… Почему мы обязательно хотим казаться умнее, чем мы есть? Причем, если учесть, что на те процессы, которые у нас происходят, в некоторых странах, может быть, ушли столетия? И, как правило, стремясь оказаться впереди других, мы оказываемся в дураках. То есть смена курса нужна как раз в этом плане — прежде всего по усилению управляемости экономикой со стороны государства…
_____А.П. Среди вновь избранных губернаторов — с некоторыми я познакомился, других знал прежде — практически все государственники. И я не сомневаюсь, что в своей новой роли наши губернаторы будут демонстрировать этот государственный, то есть ответственный подход, забывая о своей партийной принадлежности, забывая о своих идеологических пристрастиях, выбирая интересы страны, Родины.
_____Но не может ли получиться так, что определенные силы в центре, силы режима, которые сейчас чрезвычайно идеологизированы и по-прежнему радикально настроены, в интересах своей идеологии, своих кланов, своих тенденций попытаются “потопить” новых губернаторов? Кстати, такие страхи довольно широко циркулируют в среде патриотов. Сейчас мы прорвались в 20 областях к власти, наши губернаторы получили эти разоренные губернии, огромное тяжелое наследие, и центр сделает все, чтобы их утопить. Будет задерживать кредиты, будет мешать их работе. Вот такая угроза существует? Вы чувствуете эту опасность?
_____Н. В. Такое развитие событий возможно. Но только это будет свидетельствовать, скорее, о корыстных интересах тех или иных должностных лиц. Я имею в виду правительственных чиновников, далеких от понимания государственных интересов. Ведь, скажем, негативное отношение к личности Виноградова — это одно. Но ведь Виноградов представляет интересы региона, а это уже совсем другое. Поэтому, если искусственно создавать трудности, они будут касаться не только меня, но и всех людей, которые проживают в регионе.
_____И в этом случае должны быть правила игры. Если эти правила будут определены, то всегда можно будет, опираясь на закон, вносить какие-то коррективы в действия тех или иных чиновников. То есть здесь должна быть значительно уменьшена роль субъективного фактора.
_____Должен сказать, что за два месяца, что я работаю, какого-то негативного или предвзятого отношения к Владимирской области не почувствовал. Мне импонирует то, что в большинстве случаев на встречах с руководителями министерств, ведомств идет прежде всего профессиональный разговор. И должен сказать, что целый ряд вопросов, который мной ставился, в общем-то решался. Вот такие руководители, я считаю, занимают государственные позиции.
_____Какие рычаги у меня есть? Если я почувствую предвзятое отношение ко мне, к области, я ведь не буду молчать. И это — своего рода механизм сдержек и противовесов. Тогда мы увидим, кто есть кто. И будет публично ставиться вопрос о правомерности действий того или иного чиновника. Так что опасения есть, но я не думаю, что действия, о которых вы говорите, могут стать определяющими.
_____А. П. У нас еще свежа в памяти трагедия Советского Союза, который был распущен, разрублен на части во имя захвата власти в отдельно взятой России. Властолюбивые силы, которые стремятся удержать эту власть, не будут озабочены проблемами той же Владимирской губернии. Недаром все говорят, что самая тревожная сейчас тенденция — это стремление преобразовать Россию в конфедерацию.
_____В Совете Федерации вы не могли не почувствовать этой тенденции. Поправки к Конституции, изменения контуров действительно крайне асимметричной ныне Федерации, стремление автономизировать и без того вольнолюбивую нашу провинцию, казус с фактическим выходом Чечни из состава России, сепаратизм Кавказа — все это направлено на то, чтобы сделать Российскую Федерацию дряблой, превратить ее в кисель малоуправляемых регионов.
_____Попытки закрепить за собой высшую власть со стороны определенных либерально-радикальных кругов могут побудить их идти на слом сегодняшнего федеративного контура. Все говорят, что изменить Конституцию могут именно в этом направлении. Вы чувствуете эту опасность? Как на нее можно реагировать?
_____Н. В. По ряду вопросов, которые в последнее время рассматривались на Совете Федерации, я все-таки чувствую стремление абсолютного большинства членов палаты защитить интересы России в целом. Причем я ощущаю это стремление и со стороны автономных республик, со стороны других национальных образований.
_____Мы прежде всего должны понять, какие цели преследует тот или иной руководитель, шаги которого могли бы способствовать развалу России. Сделать это, по-моему, несложно. Нужно просто посмотреть, что случилось с этим руководителем, с его собственностью за последнее время. Если мы увидим потерю государственного подхода из-за стремления к обогащению, стяжательства и т. д., к этому человеку нужно относиться соответственно.
_____На мой взгляд, для того, чтобы регионы тяготели к центру России, нужно будет решать прежде всего общие экономические и социальные проблемы. Ведь стремление к сепаратизму связано еще и с тем, что на местах видят: решения, которые проводятся центром, не популярны и не результативны. Более того, они дают отрицательный результат. Отсюда возникает желание: дайте нам самим попробовать решить свою судьбу. К сожалению, вот такими моментами и такими позициями пользуются политические силы, которые действительно хотят разделить Россию. Они ловко используют ситуацию и на этом коньке могут приходить к власти. Вот в чем здесь опасность. И опять же все сводится к тому, чтобы изменить курс.
_____А. П. В вашей деятельности в качестве крупного администратора важна поддержка интеллигенции, в том числе гуманитарной. Владимирская область славна своей высокой гуманитарной традицией, своим историзмом, своей мистикой истории. Вы окружены удивительными памятниками архитектуры, среди владимирцев есть истинные радетели старины, национальных традиций. Как вас приняла, как встретила интеллигенция? Как вы с нею стали взаимодействовать?
_____Н. В. Прежде всего уточню, что не сегодня начал взаимодействовать с деятелями культуры области.
_____Что мы попытались сейчас сделать? Я встречался с представителями интеллигенции. При главе администрации создан совет по делам культуры, и я бы хотел, чтобы он работал нормально, чтобы там шли не дежурные разговоры, а разговор товарищей, болеющих за судьбу культуры во Владимирской области.
_____Считаю, что взаимодействие с интеллигенцией у нас хорошее и должно принести реальные плоды. Ведь о поддержке моей кандидатуры очень многие известные деятели культуры заявили еще в ходе предвыборной кампании. Это были и актеры, и художники, и видные ученые. Добрые отношения складываются и с церковью. Кстати, прежняя администрация, нужно отдать ей должное, много делала для сохранения памятников, в частности, для передачи культовых зданий церкви. В этом отношении мы действительно продвинулись вперед. Но сейчас, пожалуй, важно, чтобы церкви переходило то, что она может содержать, на что хватает сил. А то, что церковь сегодня делает большое дело в плане поднятия духовности, — это очевидно.
_____И для меня огромная задача — чтобы люди не обманулись в своих ожиданиях, чтобы оправдать их доверие. Имею в виду не только деятелей культуры, а всех, кто голосовал за меня на выборах.
_____
1.0x