Авторский блог Редакция Завтра 03:00 27 января 1997

А ЛАРЧИК ПРОСТО СНЕСЛИ

<br>
( ландшафт) : А ЛАРЧИК ПРОСТО СНЕСЛИ
Author: Владимир Кушнер
4 (165)
Date: 28–01–97
_____
_____Сносами памятников москвичей не удивишь, но то, что происходит в столице сегодня, напоминает основательно подзабытые времена оголтелой “коренной реконструкции”. Правительство Москвы и городское Управление госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры (УГК ОИП) решили преподнести москвичам очередной “подарок” к 850-летию города — сломать дом Константина Тона, автора проекта храма Христа Спасителя, создателя национального русского стиля в архитектуре XIX века. На его месте решено воздвигнуть офис коммерческой организации.
_____Дом великого архитектора находится в Гагаринском переулке, 2/5, в ста шагах от восстанавливаемого тоновского храма. Константин Андреевич поселился в нем в 1839 году — с самого начала строительства храма Христа Спасителя. Дом этот архитектор снимал, но впоследствии сделал проект его архитектурно-художественного убранства, украсив резными белокаменными наличниками, колонками, “венецианскими” окнами и пр. Сказочное сооружение-ларец, как две капли воды похожее на Оружейную палату Московского Кремля, с анфиладой залов вдоль переулка — одна из достопримечательностей Москвы. Здание имеет два охранных статуса — памятника истории и памятника архитектуры и поэтому должно оберегаться с особой тщательностью. На деле происходит прямо противоположное.
_____В 1995 году дом Константина Тона был передан Фонду развития связей с Латинской Америкой, заключившему с городом инвестиционный контракт на его реконструкцию. Управление госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры Москвы выдало Фонду реставрационное задание, предусматривающее сохранение и научную реставрацию памятника. Но вместо реставрации новый владелец здания начал его поэтапный снос, осуществляемый по хорошо отработанному и широко применяемому в лужковской Москве сценарию. После получения строения заказчик неожиданно “обнаружил” его тяжелое техническое состояние, что для памятников Москвы явление обычное. Требование закона о проведении на памятниках противоаварийных мероприятий владельцем здания не выполнено (так дешевле и менее хлопотно), на что УГК ОИП попросту закрыло глаза. Вместо них Фонд начал уничтожение дома по частям. В настоящее время снесена западная стена сооружения, начат снос восточной, разобраны кровли, обрушены перекрытия. Снос втихую согласовывается руководством УГК ОИП в нарушение требований собственного реставрационного задания и закона, требующего рассмотрения вопроса Федеральным правительством. Выясняется, что Фонду нужен вовсе не памятник, а пустое место для строительства нового, более обширного здания. Это устраивает и руководство города, которому памятники нужны как собаке пятая нога. Главное для него — деньги инвестора-собственника, которые скоро начнут поступать в городскую казну. Поэтому оно и расчищает место для “восстановления” памятника, т. е. строительства новодела, который автоматически будет исключен из списка охраняемых зданий после завершения строительства (закон охраняет лишь подлинные памятники). Примеров подобного рода не счесть.
_____Нельзя допустить, чтобы на наших глазах рядом с бетонной подделкой под Тона было совершено очередное преступление против русской культуры — стерт с лица земли подлинный “живой” еще дом-ларец великого зодчего.
Владимир КУШНЕР, архитектор
1.0x