Авторский блог Редакция Завтра 03:00 27 января 1997

МОСКОВСКИЕ ГРАФИКИ В ЭПОХУ РЫБ

<br>
( выставки) : МОСКОВСКИЕ ГРАФИКИ В ЭПОХУ РЫБ
Author: ТИТ
4 (165)
Date: 28–01–97
_____
_____В Доме художника на Крымском валу представлен наивный реализм Дины Ельцевой. Выставка “Эпоха рыб” и масштабная экспозиция Владимира Любарова о “неновых русских”. Последнее представляет из себя лубочного вида прекрасно нарисованный пасквиль на русскую деревню. Дебилойды со смазанными лицами то пьют горькую, то бьют друг друга по физиономии, то — зубастые, как герои карикатуриста Бильжо, и задастые, как “незнамо что” — помываются в баньке. И дело не в том, что русская деревня процветает, а Любаров вот взял и оболгал наш сельский люд. Нет, напротив, деревня деградирует, это знают все. Но дело как раз в том, что художник, по всей видимости, каждый раз рисует самого себя, и непонятно, какое имеют отношение эти забавные автопортреты к мрачным и странным образам современного упадка.
_____Сказочный и псевдолубочный “наив” Дины Ельцевой не раздражает и даже немного веселит. Но слишком невыверенный колорит и дробная композиция делают ее вещи лишь “картинками”… Намного успешнее работала в этом стиле Нина Дубровина, чьи работы мы помним по выставке “Город Ночи” объединения “РП”. К общему сожалению, Нина по причине, скажем так, экономического характера перестала заниматься живописью.
_____Что до “Эпохи рыб”, то здесь поражает прежде всего название. Ведь действительно, целый период современного искусства прошел под знаком рыб, рептилий и раковин… Картина Игоря Коцарева, на которой изображена как бы рыба, а на самом деле щетинистая зубастая и лупоглазая сволочь, эта картина называется “Банкир”. Портретное сходство рыбы с главой столичного банка С. — разительно. Теперь пусть он ее, эту картину, и покупает за доллары США. Пусть спешит — эпоха рыб подходит к концу…
_____Спешите и вы, успеете хоть на закрытие! В ЦДХ первая Международная квадриеннале графики, посвященная 850-летию Москвы. Более пятисот работ советских графиков из России, Грузии, Казахстана, Украины и Белоруссии. Художников известных и безвестных. Маститых и случайных.
_____Выставка организована на высоком уровне и представляет работы в целом высокого качества. Устроители на сей счет высказываются таким вот образом:
_____“Акварель, рисунок, гуашь (так называемая “уникальная техника” графики, печатные листы, гравюра, литография, офорт), реалистический пейзаж, натюрморт, цветоносные формальные листы — это уникальная коллекция, в которую входят произведения более 120 авторов, подтверждает историческое значение графического искусства, его непереходящую ценность для общественного интерьера, его большую эстетическую и социальную ценность в системе смежных искусств”.
_____Несколько запутанно, но в общем справедливо.
_____Подобного масштаба экспозиции всегда характеризуют нечто большее, чем художественный уровень отдельных мастеров. Не вдаваясь, из-за недостатка места, в конкретику, можно утверждать, например, что в целом на выставке доминировал пейзаж (и сельский, и городской — как, например, у знаменитого Захарова), кое-где проступал бытовой жанр (отображалась, как правило, жизнь глубинки, и по-моему, только художник Кашкуревич смело кинулся в омут городского жития), не было недостатка в исторической или историко-религиозной тематике (работы Харламова). Тема техники почти не была представлена (если не считать архаических судов Бельского). Человек предстал на выставке лишь в контексте будничной жизни. Тело человека почти не фигурировало, если не считать нескольких экспрессивных и невразумительных композиций. Тема геологии или “корнелогии”, как всегда, имела место, но ракушек всеже не было. Трагическое мельтешение штрихов, эдакая беспредметная тоска по-прежнему характерна для женской графики. Сюра, в своем пошлейшем а-ля далиевском воплощении, вроде бы не обреталось, зато была качественная традиционная, так сказать, русская бесовщина (художники Алимов, Паштов). Не утомляя читателей дальнейшими перечислениями, рекомендую, опять же, посетить ЦДХ. Тем более времени на это у вас осталось в обрез (до 2 февраля)…
_____В продолжение темы: в закутке кирпичного дома на углу Малой Дмитровки и Садового кольца галерея “INTERCOLOR” приглашает публику на выставку работ Объединения художников-графиков МОСХа. Надо сказать, что подобная выставка проводилась лишь три года назад… Таким образом получается, что московские графики сказали свое слово после длительного периода молчания. Некоторую трогательность мероприятию придавал и тот факт, что руководство галереи, кстати бесплатно (!) предоставившее помещение, разделило выставку на три подачи, дабы “засветить” как можно больше работ. Различных по стилям и направлениям художников сгруппировали в соответствии с русским алфавитом, и “первая партия” успешно стартовала на прошлой неделе. Безусловно, порадовали глаз живописные работы Николая Бабина и художников — отца и сына — Денисовых. Городские акварели Геннадия Ефимочкина, как всегда, были на высоте, а лихая и сильная (во всех смыслах) карандашная графика Василия Дранишникова (cм. иллюстрацию) бодрила дух многочисленных гостей…
_____Среди прочих хотелось бы отметить еще работы художников Валерия Гашко, Владимира Гедикяна и известного вам Геннадия Животова. Последний, кстати говоря, единственный выставил женскую обнаженную фигуру. Выполненная в перламутровых и серых тонах работа, ей Богу, не содержит ни грамма пошлости…
_____Живопись современного урбаниста Адольфа Демко — предмет особого разговора. Его картина сияла на стене, как изразец Хорезма. Надеемся, что вскоре нам удастся ближе познакомить читателей “Завтра” с творчеством этого мастера.
_____Все дело, кстати, закончилось банкетом, который вскоре превратился в веселую душевную пирушку с пением русских песен. В разгар веселья один из менеджеров выставки хороший художник Юрий Ванчурин печально сообщил мне, что в наше время организация подобного мероприятия требует столько административных усилий, что времени на искусство у него попросту не хватает. Что же касается ситуации в целом, то, по мнению художника, жесткая конъюнктура сегодняшнего рынка напрочь искореняет понятие “свободы творчества”.
ТИТ
1.0x