Авторский блог Борис Николаев 03:00 20 января 1997

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – ЭКЗАМЕН НА ВЫЖИВАНИЕ

<br>
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – ЭКЗАМЕН НА ВЫЖИВАНИЕ
Author: Борис Николаев
3 (164)
Date: 21–01–97
_____
_____
_____Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова — одна из последних цитаделей российского образования и российской науки. МГУ — это целый мир, тайны которого скрыты от непосвященных, мир, полный страстей и интриг, мелких и крупных драм и трагедий. Его территория, жизненное пространство — огромны. Кроме колоссального комплекса центральных зданий на Ленинских горах, университет располагает старинными постройками в самом центре и массой общежитий, разбросанных от далекого Ясенево до проспекта Вернадского. МГУ — владелец чрезвычайно дорогой и престижной недвижимости. Университет — обладатель огромных материальных ценностей, ведь он строился и развивался силами всей страны, был олицетворением ее престижа, символом светлого будущего.
_____Сейчас московский университет, бывший на протяжении почти трех веков питомником российской, а потом советской элиты, медленно умирает, как и другие великие символы и творения недавнего нашего имперского прошлого. Примеряющие маски патриотов правители искромсанной реформами России делают жалкие потуги замазать зияющие на фасаде МГУ дыры, бросая подачки университетскому бюджету, открывая помпезные шоу в честь очередного юбилея и щедро раздавая профессорскому составу государственные награды, сделанные из цветного металла сомнительной ценности.
_____Московский университет всегда выгодно отличался от других вузов страны высоким качеством преподавательского корпуса. Качество это не появлялось само собой, а было результатом кропотливой селекции, тщательного отбора лучших из лучших. Правда, у гуманитарных факультетов была своя специфика — для поступления на работу требовался не только профессионализм, но и доказательства абсолютной верности коммунистической идеологии, что обусловило наличие среди преподавателей-гуманитариев значительного числа ярких бездарностей, заселявших в основном административные и общественные посты. Но все же для молодого ученого не было большей чести и удачи, чем попасть на преподавательскую должность в университет. Теперь, когда зарплаты младших преподавателей упали до уровня студенческой стипендии (около 300 тысяч рублей), лишь немногие фанатики могут позволить себе роскошь преподавательской работы в МГУ. А тем временем старшее поколение профессоров потихоньку вымирает. Многие молодые преподаватели находят различные способы заработка, халтуря в коммерческих вузах, открывшихся на базе университета и вне его. Нищета и падение интеллектуального и морального уровня преподавательского и административного состава породили университетскую коррупцию, принявшую в последние годы чудовищные масштабы и грозящую полностью подорвать всякий престиж университетского диплома.
_____Правда, остаются факультеты, мало затронутые коррупцией, — из-за своей непрестижности. Это прежде всего факультеты естественные — химфак, почвоведческий, геологический и др. В последние годы конкурс на большинстве из них колеблется на уровне одного человека на место. Все исследовательские работы естественных факультетов, требующие материальных вложений, а также практика для так называемых полевых факультетов сокращены до минимума.
_____По сравнению с естественными факультетами, университетское гуманитарное образование переживает эпоху относительного расцвета. Самым “крутым” факультетом МГУ уже много лет остается юридический. Не стоит обманываться небольшими цифрами конкурса на вступительных экзаменах. Как честно сознаются сами преподаватели этого факультета, поступить на его дневное отделение без блата или взяток просто невозможно, а, как правило, требуется и то, и другое. Причем якобы бывали случаи, когда размеры взяток за поступление “любимых деточек” новой российской элиты исчислялись десятками тысяч долларов США. Правда, юридическое, как и всякое другое гуманитарное образование, можно получить с меньшими хлопотами и за меньшие деньги при наличии другого высшего образования. Практически на всех факультетах существуют спецотделения, которые за изрядную плату готовят специалистов в течение трех лет. Три года учебы на юриста стоят, по крайней мере, пять тысяч долларов, причем цены повышаются регулярно. Более прогрессивные экономисты оценивают свои услуги в европейских экю — полторы тысячи. И хотя на этом факультете, как и на остальных, кроме юридического, еще сохраняются квоты для просто умных абитуриентов, именно экономический факультет считается основным рассадником университетской коррупции. Эта дурная слава прилипла к нему еще с давних времен деканства небезызвестного первого московского мэра Гавриила Попова, которого злые языки и обвиняют в разработке филигранно отточенной системы пропуска своих через гребенку вступительных экзаменов и получения за эти услуги скромной мзды.
_____Самым ширпотребом среди гуманитарных факультетов считаются факультеты журналистики и социологии. Сомнительное образование, приобретаемое в их стенах, стоит недорого: так, по слухам, в 1996 году гарантированное поступление и дальнейшая успешная учеба на факультете социологии стоили всего лишь две “штуки баксов”. Считается неплохим образование, полученное на не слишком блатных факультетах, как исторический, психологический и философский (за исключением отделения политологии). Исторический и философский факультеты, старающиеся сохранить то, что обычно называется “научной школой”, пользуются крайней нелюбовью демократической прессы, которая неустанно обвиняет их преподавательский состав в коммунистических или черносотенных пристрастиях. Что же касается “факультета невест”, то он политически нейтрален, но не считается престижным, исключение делается для романо-германского отделения.
_____Впрочем, теперь на территории университета, а иногда и под его вывеской, существуют еще немало различных учебных заведений иностранного и отечественного происхождения. Тут тебе и Французский колледж, и Свято-Тихоновский богословский институт, и культурологический университет. Одним словом, есть из чего выбирать. Неожиданно открывшийся железный занавес распахнул двери МГУ для многочисленных западных миссионеров от науки. Еще пару лет назад на любом гуманитарном факультете практически ежедневно читали лекции американские, английские, немецкие или французские профессора. За редким исключением, эти люди считали, что попали к диким туземцам, которым необходимо втолковать несколько прописных истин о ценностях “открытого западного общества”. И многие испытывали сильнейшее изумление, поняв, что культурный и образовательный уровень русских студентов не только не ниже уровня учащихся самых престижных западных вузов, но нередко его превосходит. Сейчас поток иностранных преподавателей в МГУ резко упал, так как на их лекции и выступления просто невозможно загнать студентов.
_____Большинство преподавателей гуманитарных факультетов жалуется на наметившееся в последнее время резкое снижение интеллектуального уровня большинства студентов. Они связывают это явление именно с возросшей “элитарностью” их отбора, благодаря которой курилки многих факультетов напоминают площади кавказских аулов. У “привилегированных” студентов отсутствуют всякие стимулы к учебе, ведь они могут купить и экзамен, и диплом, и даже кандидатскую диссертацию. Цены сходные — диплом обычно стоит в районе 500 долларов, а диссертация до двух тысяч.
_____Настоящий центр жизни МГУ вовсе не в учебных аудиториях и торжественных залах главного здания. На призывный свет университетских общежитий до сих пор собираются люди с самых разных уголков света. В огромных котлах общежитий смешиваются различные привычки и взгляды, социальные состояния и возрастные группы. Здесь формируются особые, специфические, характерные только для эмгэушного мирка типы. Самое большое и “дикое” общежитие МГУ — это ДАС (дом аспиранта и студента), расположенный на лице Шверника. К этим двум огромным высоткам, соединенным двухэтажным переходом, даже навидавшиеся всякого московские дворники боятся подойти близко без защитных приспособлений, так как прилетевшая с какого-нибудь двенадцатого этажа пустая бутылка, обломок мебели или даже человеческое тело могут запросто уложить насмерть. Ну а доблестная московская милиция предпочитает без крайней необходимости дальше проходных в ДАС не вступать, а если уж приходится по долгу службы, то делает это не меньше, чем целой ротой, в бронежилетах, с автоматами на изготовку. Для милицейской осторожности есть причины. Дело в том, что, по крайней мере, треть населения этого общежития не имеет ни малейшего отношения к Московскому университету. Кого только не встретишь в его темных коридорах: негритянских и среднеазиатских торгашей, вьетнамских рабочих и мелких уголовников, места компактного заселения которых безошибочно определяются по удушающему аромату жареной селедки — любимой пищи этого братского народа, и, конечно, доминирующих над всем этим великолепием кавказских бандитов.
_____Все эти национальные кланы, мафии, и шайки регулярно устраивают переделы сфер влияния, и в эти периоды резко возрастает количество граждан, “случайно” выпавших из общежитских окон. В ходе этих “разборок” нередко попадет на орехи и “русскоязычному” бесправному студенческому большинству. Хотя за последние годы зарегистрировано несколько случаев организованного сопротивления, оказываемого русскими студентами напору национальных меньшинств.
_____Но, как правило, эмгэушники и “левое” население общежитий, находясь в одном здании, живут в непересекающихся, как бы параллельных мирах. За последние годы значительно разросся слой общежитских аборигенов — людей, которые учились или закончили университет, но затем не уехали в родные края, а остались в Москве, надеясь обрести здесь лучшую долю или просто не желая расставаться с прелестями университетской жизни — попойками, затягивающимися на несколько суток, бесконечными спорами на “интеллектуальные” темы, товарищами по преферансу и т. д.
_____Эти “вечные студенты”, живущие более или менее случайными заработками, составляют своеобразный “духовный фундамент” студенческой жизни, они воспитывают каждое новое поколение прибывающих из провинции студентов. Впрочем, общежитскими гулянками не брезгуют и самые отъявленные “мажоры” — сыновья и дочки элитарных московских родителей. А иной раз, проходя по ДАСу, ДСВ или главному зданию, встретишь и знакомого почтенного профессора, уснувшего по пьяному делу в обнимку с мусоропроводом. Одним словом, общежитская жизнь — настоящий наркотик, как сало или индийская конопля, которую, кстати, можно раздобыть в любое время дня и ночи в любом из университетских общежитий, кроме тихого аспирантского Ясенево.
_____Но, несмотря на всю мрачность современной университетской действительности, жизнь МГУ продолжается, часть студентов действительно учится, а многие преподаватели, несмотря на грошовую зарплату, с честью и достоинством выполняют свой долг. И пока образование, получаемое в стенах Московского университета, не уступает по качеству образованию, которое дает любой российский вуз, а также большинство зарубежных.
Борис НИКОЛАЕВ
1.0x