Авторский блог Редакция Завтра 03:00 6 января 1997

СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД

<br>
( экономика) : СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД
Author: А. Батурин
1 (162)
Date: 06–01–97
_____
_______________
_______________6 декабря — В Свердловской области введены 50-процентные таможенные пошлины на ввоз куриных окорочков с целью защиты местных птицефабрик.
_______________— Авиакомплекс “Сухой”, АНТК им. Туполева и корпорация “Як” договорились о создании ФПГ.
_______________1 января — Объявлены параметры нового валютного коридора на 1997 год. Рост курса доллара за год не более 9 процентов (при предполагаемой инфляции 12 процентов)
_______________— За январь–ноябрь 1996 г. эмиссия составила 19 трлн. руб. (за аналогичный период 1995 года — 35 трлн. рублей).
_____

_____
_____
_____Ну нет ощущения свежести от экономической программы, которую предлагает нам правительство в Новом году — нет, хоть убей! Уж и из телевизора ежедневно несется стройный хор голосов, мелькают родные лица, явно преисполненные неземного блаженства, — бывшие министры и научные сотрудники дружно уверяют, что в новой программе еще больше вкуса и просто море свежести! Но как не напрягаюсь, нужного ощущения не получается.
_____В самом деле: и задача все та же, одна-единственная: добиться, наконец, хотя бы минимального экономического роста. И инструменты те же: манипулируя ставками процентов и валютными курсами, переориентировать коммерческие банки на кредитование реального сектора. Минфин будет снижать привлекательность государственных долговых бумаг для российских банков, перенося центр тяжести госдолга на внешние займы. Центробанк, придерживая рост курса доллара на уровне ниже темпов инфляции, будет пытаться отвратить население и банки от доллара как средства сбережения. Министерство внешних экономических сношений (МВЭС) продолжает переговоры о вхождении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), что позволило бы увеличить российский экспорт и пополнить валютные резервы ЦБ, облегчив тем самым для него задачу фиксации валютного курса. Все эти меры вновь согласованы с МВФ и вновь получили его полное одобрение, что снова позволяет рассчитывать на его материальную и моральную поддержку. И правительственные эксперты, и бывшие министры-монетаристы вновь сходятся в олимпийской уверенности, что налицо все объективные условия для начала экономического роста, и что только очень грубые ошибки правительства могли бы сорвать это начало.
_____Все эти цели, задачи, ориентиры и условия — все без исключения! — были заявлены и на 1996 год. Единственное, что за истекший год удалось сделать правительству, это подавить инфляцию (да и это достижение весьма сомнительного свойства, если подняться над чисто монетаристской точкой зрения и учесть более широкую совокупность хозяйственных факторов). По всем остальным направлениям — провал и даже откат назад. Спад промышленного производства вновь ускорился и вплотную подошел к 50-процентной отметке.
_____Миф о том, что 1996 год был потерян для экономического роста по причине выборов, смехотворен. Так ли уж принципиально, что годовая сумма, которую правительство оказалось способно собрать для частичного покрытия долгов по зарплате и пенсиям, вся была израсходована в первом предвыборном полугодии, так что во втором полугодии платежи были прекращены? В остальном же денежная программа Центробанка и до выборов, и после них была выдержана в значительно более жестком ключе, нежели программа предыдущего 1995 года. Неплатежи предприятий бюджету и друг другу, бартеризация экономики шли своим чередом, лишь ускоряя свой темп. Более того, многие эксперты склоняются к тому, что именно сверхжесткая денежная политика независимого Центробанка явилась непосредственной причиной осеннего бюджетного кризиса, резко сузив сферу обращения “живых” денег и, соответственно, налоговую базу.
_____Судя по всему, экономическая политика в 1997 году вряд ли обогатится новыми обнадеживающими элементами. А хозяйственная реальность между тем становится все более запущеной и все менее податливой для политики Центра.
_____Сфера неплатежей, бартера, денежных суррогатов обретает все более четкие очертания и упругость. Она оформляется и институализируется. Это уже не есть фантом, готовый отступить при рублевой экспансии Центробанка. Экономика привыкла к суррогатам, уже не томится рублевой жаждой, несмотря на то, что рублей в экономике беспрецедентно мало. Рубли сегодняшней российской экономике нужны только на зарплату.
_____Удешевление кредитов ЦБ — достижение тоже весьма и весьма условное. Получатели дешевых кредитов — узкий круг уполномоченных банков, одновременно являющихся наиболее крупными держателями ГКО. То есть эти дешевые рубли скорее всего не уйдут в реальный сектор, а сразу будут возвращаться в бюджет, умножая внутренний долг. Пирамида государственных долговых бумаг и сегодня продолжает расти, хоть и меньшими темпами. В 1997 году на обслуживание госдолга будет идти свыше 1/3 расходов бюджета.
_____Рублевая сфера в экономике столь ограничена и узка, что даже незначительная эмиссия, которую позволил себе ЦБ в ноябре после многомесячного вычерпывания рублевой массы из обращения, привела к заметному разгону инфляции. В некоторых регионах, волею судьбы оказавшихся ближе других к дешевым деньгам, цены на продовольствие вновь стали расти на 15–20, а то и 30% в месяц. И это не удивительно. Инфляция заморожена в виде задолженности по зарплате и пенсиям, но она готова сразу ожить при первой же попытке организационно не обеспеченной эмиссии. А то, что существующая кредитная система неспособна эффективно переварить эмиссию, на этот счет у правительства и Центробанка иллюзий, по-видимому, нет. Они и сегодня рады бы приступить к смягчению денежной политики, но их останавливает организационная пропасть, что разверзлась между госфинансами и реальным сектором. Балансируя на ее краю, правительственные финансисты дружно твердят: “Экономика не готова к наращиванию денежной массы”, — и вновь хватаются за привычные рычаги жесткой монетарной политики.
_____Итак, для олимпийской уверенности в судьбоносности 1997 года оснований не больше, чем обычно. На какие же реально процессы можно рассчитывать в ближайшем будущем?
_____Во-первых, обширная сфера, которую сейчас наполняют неплатежи, бартер, денежные суррогаты, векселя и госгарантии, будет “прорастать” организационными формами: ФПГ, крупными корпорациями, — всем тем, что Дж. Гэлбрейт в совокупности называет “планирующей системой”, которая является необходимым структурообразующим элементом любого развитого эффективного рыночного хозяйства. И дай Бог, чтобы в этом процессе не взяла верх региональная фрагментация хозяйственного комплекса, чтобы этот комплекс оказался “прошит” вертикальными интегрированными корпорациями, способными вести перспективные исследования и разработки и не терять технологическую перспективу. К сожалению, здесь на государство надежды мало (не принимать же всерьез “бюджет развития”!). То есть организующим началом в этом процессе слияний и структуризации будет оставаться экспорт. А это значит, что деформация хозяйства России, его экспортно-импортная ориентация на дальнейшее встраивание в хвост мировых производственно-технологических цепочек будет продолжена, как и эрозия высокотехнологической вершины ВПК и машиностроительного комплекса.
_____Во-вторых, ключевым звеном правительственной экономической политики, основным посредником между дешевыми кредитами Центробанка и реальным сектором становятся крупные уполномоченные банки. Даже если их удастся обратить к реальному производству, короткие рефлексы крупных наших банков не позволят им развернуть долговременно-конструктивную кредитную политику. Можно точно сказать, куда не пойдут деньги. Они не пойдут в перспективные высокотехнологические разработки, они не пойдут в производство, ориентированное на внутренний рынок. Если кто и получит более широкий доступ к кредитам, то это быстроокупаемые экспортно-ориентированные проекты, то есть в первую очередь сырьевые, металлургические, химические и т. п. Возможно, при этом будет некоторое оживление и рост в соответствующих секторах, но общее оздоровление ситуации на этом пути в принципе недостижимо, о чем говорит хотя бы опыт латиноамериканских стран, уже опробовавших на себе модель периферийной экономики, которую мы так упорно пытаемся натянуть на себя.
_____Кстати, в связи с латиноамериканским опытом в последнее время всплыла одна действительно свежая тема, которую до сих пор в приложении к России всерьез не обсуждали: риск полномасштабного долгового кризиса. Эту веху специально для нас оставили латиноамериканские страны, уже имевшие дело с таким кризисом в 80-е годы. После всех реструктуризаций внешнего долга, на которые пошли западные кредиторы, эта угроза оценивается экспертами как вполне реальная. Если в ближайшие год-два не наступит перелом и не начнется экономический рост, то общий долговой кризис российских финансов станет неизбежной и первостепенной экономической реальностью, которую, надо полагать, правительство и оставит в качестве подарка своему правопреемнику к очередному Новому году.
_____А то, что близок час выхода политического (и именно политического) правопреемника нынешнего правительства, не вызывает сомнений у большинства информированных экспертов. Близок он, этот час, близок, как никогда ранее. Он же — час схода в небытие той якобы властной силы в Белом Доме, с которой успели так не ко времени “закорешиться” наши высокостатусные оппозиционеры, умилившиеся химерой “бюджета развития”.
_____Что сказал президент, выйдя на работу? Что он “готов к бою”. Имеющий уши — да услышит, а не имеющий — да убирается восвояси.
А. Батурин
1.0x