Авторский блог Александр Севастьянов 03:00 21 октября 1996

Новый русский национализм

Мы предлагаем ясную и понятную националистическую идеологию, которая отражает и выражает интересы наиболее здоровой, передовой части общества - восходящих, а не нисходящих классов. Наша идеология обращена к русской интеллигенции и русским предпринимателям. Она называется: "Национал-капитализм и национал-демократия". За этой идеологией - будущее. Она победит.

НОВЫЙ РУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ
Author: Александр Севастьянов
43
Date: 22-10-96
_____
_____ НАЦИОНАЛИЗМ - именно русский национализм - явление в России относительно новое, молодое. И очень перспективное. Оно возникло в обстановке революционных перемен, когда общество, потрясенное этими переменами, перестало понимать, куда влечет его "рок событий". Утратило перспективу развития. Возник идеологический вакуум: сегодня это стало очевидным даже для властей.
_____Эту перспективу призвана вернуть русскому обществу новая идеология - идеология национализма.
_____У русского национализма новой формации есть предшественники. Это так называемые "просвещенные патриоты", десятилетиями группировавшиеся вокруг "Нашего современника" и "Молодой гвардии". Они не смогли добиться успеха. Сегодня одно лишь разочарование - их удел. Я позволю себе процитировать лучшего представителя этой старой формации. В. В. Кожинов на конференции "Национализм в современной России", проходившей весной 1996 г., сказал: "Русский национализм - это абсолютный миф, все, кого можно отнести к русским националистам, всегда были в истории России явлением маргинальным... Делать ставку при организации общественного движения на русский национализм - значит проиграть и испытать жесточайшее разочарование". В этих словах - тридцатилетний опыт ветерана просвещенного патриотизма и его многих соратников. Горький опыт.
_____Почему проиграли просвещенные патриоты? По двум причинам.
_____Во-первых, их основной - гласный или негласный - лозунг был: "Особый путь назад". То есть была сделана попытка связать подъем национализма с так называемыми "традиционными ценностями": православием, самодержавием и народностью. Иными словами, нас пытались сориентировать на "национал-феодализм", поскольку для грядущего капитализма нет никакой нужды ни в православной религии, ни в монархе, а "народ" играет лишь роль статиста.
_____Разновидностью "особого пути назад" для 1980-х я считаю и попытку связать русский национализм с идеей социализма в том его понимании, идеализированном и мифологизированном, в каком его преподносила советская пропаганда. Поскольку наш реальный "социализм" на деле предстал лишь как госпартфеодализм, постепенно разлагавшийся и приуготовлявший переход к капитализму, то ясно, что такой наш доморощенный "национал-социализм" был также обращен не в будущее, а в прошлое.
_____В то время, как настоящий, подлинный национал-социализм, как мы все убедились, есть состояние высокоразвитых капиталистических стран, осуществляющих социальные программы и обеспечивающих социальные гарантии своим гражданам за счет жестокой империалистической эксплуатации других стран, в том числе нас с вами.
_____Во-вторых. Соответственно обращенной назад просвещенно-патриотической идеологии - социальная база этих идеологов не могла быть жизнеспособной, активной и передовой, а была, напротив, социально-дефективной и исторически обреченной. Для примера: "почвенничество", выразившееся больше всего в так называемой "деревенской прозе", к кому оно было обращено? К стремительно разрушающемуся крестьянству, которое не очень-то читает толстые журналы? К тому слою интеллигенции, который недавно, но основательно порвал с крестьянскими корнями, дистанцировался от крестьянских проблем? Или к горожанам во втором-третьем поколении, давно воспринимающим эти самые проблемы лишь как экзотику, этнографический экскурс? Ясно, что жалость, сочувствие, грусть и печаль - не могут быть мотивами, побуждающими к действию, к активной, революционной перестройке общества. Ну а идеи социализма, обращенные в первую очередь к рабочему классу, в 1970-80 гг. уже основательно обрыдли как самому рабочему классу, так и - еще больше - читающей публике. К тому же, рабочий класс страшно спился, выродился, деградировал, утратил всякие навыки роевой, классовой жизни. И к этим "массам" обращаться с какими бы то ни было лозунгами о переустройстве к лучшему в общественной жизни?!
_____Итак, если сформулировать кратко, нашим предшественникам не удалось создать такую националистическую идеологию, которая выражала бы коренные, природные интересы наиболее активной, жизнеспособной, прогрессивной части общества. Их ставка оказалась - по их собственному признанию - бита. Ибо они поставили не на ту "лошадь".
_____Иное дело - мы, новое поколение русских националистов. Мы предлагаем ясную и понятную националистическую идеологию, которая отражает и выражает интересы наиболее здоровой, передовой части общества - восходящих, а не нисходящих классов. Наша идеология обращена к русской интеллигенции и русским предпринимателям. Она называется: "Национал-капитализм и национал-демократия". За этой идеологией - будущее. Она победит.
_____Замечу в скобках, что и в наши дни существует параллельное националистическое течение, декларирующее национал-патриархальщину и национал-социализм. Яркие примеры - "Память" Д. Васильева, а также РНЕ А. Баркашова и НБП Э. Лимонова. Идеологически - это выродившиеся эпигоны наших просвещенных патриотов, в сущности, пародирующие их высокое учение, низведшие его на примитивный уровень понимания, приспособившие его к восприятию люмпенизированных слоев, маргиналов и необразованной молодежи. Будущего у них, как нетрудно догадаться, - нет. От осинки не бывает апельсинки. Сегодня мы являемся свидетелями того, как на смену искреннему, но корявому, серому - "слесарскому" - национализму баркашовых и васильевых идет национализм "профессорский" - докторов наук, академиков и экспертов.
_____Все сказанное не означает, что у нового русского национализма нет проблем, задач и сложностей как организационного, так и идейного характера. Поговорим о последних. Возможно, мой перечень идейных задач нашего движения будет неполным. Его дополнят другие.
_____
1
_____
_____Необходимо покончить со всеми видами провиденциализма. Долой любые "великие идеи"!
_____Надо ясно понимать, что никакого "высшего смысла" жизни нации - нет, так же, как нет никакого "высшего смысла" жизни личности. Имела ли ваша жизнь смысл и какой именно - об этом можно будет судить только после вашей смерти. Смысл жизни личности или нации - это предмет обсуждения только для историков, но никак не для футурологов. Это - итог, а не пеpспектива.
_____Сказанное в первую очередь относится к так называемой "русской идее". Русскую идею нельзя сконструировать. Ее нельзя синтезировать. Ее нельзя декретировать.
_____Вчера нам сказали Ленин и К: русская идея - построение всемирного коммунистического общества.
_____Сегодня нам говорит, допустим, В. Махнач: русская идея - построение православной империи.
_____Завтра придет еще кто-то и снова извне установит для нас столь же "органичную" национальную русскую идею. От таких мастеров декретных идей надо держаться подальше. (В том числе остро необходимо скинуть, преодолеть тяжелое наследство классической русской философии, в первую очередь, гг. В. Соловьева, Н. Бердяева и С. Булгакова.) Ибо все мастера декретных русских идей, начиная от Чаадаева, непременно исходят из ложной посылки о некоем "высшем смысле" существования.
_____С моей точки зрения, эта неестественная, ложная посылка может дать лишь сокрушительную по своим последствиям практику. Губительную для нации, истощающую ее силы и подрывающую самый источник этих сил.
_____Ибо все они полагают цель нации - вне самой нации.
_____На мой взгляд, русская идея может родиться только из народной жизни, ее может породить только практика народа и практические задачи, перед ним стоящие. В первую очередь - задачи выживания: сохранения, преумножения и укрепления нации. Все, что способствует этой цели, - это и есть национальная русская идея. Не умозрительные конструкции дадут идеологу эту идею, а внимательный анализ текущей жизни.
_____Цель нации - нация!
_____
2
_____
_____Но что такое сегодня русская нация? Вторая задача, стоящая перед русскими идеологами, - поиск новой идентификации русскости.
_____Нация возникает с того момента, когда она осознает себя как нация.
_____Надо признать, что сегодня для многих русских такое осознание (я не говорю о национальном инстинкте) представляет собой проблему. Мы должны помочь эту проблему решить.
_____Это непросто. С одной стороны, нас уже не объединяет больше многое из того, что объединяло еще относительно недавно: ни религия христианства, ни идеология коммунизма. Основательно подорвана в ХХ веке этническая однородность, этническое самосознание. (Пресловутые Тринадцать банкиров в своем нашумевшем письме шантажно утверждают, что больше половины детей в стране сегодня - от смешанных браков. Это, разумеется, вранье, но ситуация непростая.)
_____С другой стороны, нас еще не объединяет ни новая религия (от души надеюсь, что все подобные попытки провалятся), ни новая идеология, например, национал-социалистическая или национал-демократическая.
_____Таким образом, кроме общей для русских (и только для русских!) истории, положительных оснований для национального единства пока немного.
_____Ясно, что в идеологической, пропагандистской работе мы должны делать особый упор на историю русского народа, на те ее моменты, которые подчеркивают отдельность этой истории от истории других российских народов. Так, понятно, что с точки зрения татарского историка, покорение Крыма - это одно, а с точки зрения русских - совсем другое. Или, к примеру, Октябрьская революция как эпизод истории еврейского народа - выглядит совсем иначе, нежели с точки зрения русской национальной истории.
_____В поиске идентичности годятся все средства: свое слово должны сказать ученые - этнографы, этнопсихологи, историки, филологи, культурологи. Они должны найти и выпукло показать тысячи отличий, отделяющих русских от нерусских.
_____Мне кажется, что необходим также русский миф, но чтобы он работал так, как нужно, он должен быть изготовлен с ювелирной точностью усилиями суперспециалистов. Не место сейчас говорить о контурах этого мифа, но хочу заметить, что христианство, будучи наднационально, в любом случае в эти контуры не вписывается. (Как стало известно, задачу создания русского мифа принял на себя некий "Русский институт" под руководством автора многих публичных провокаций Глеба Павловского. Как видно, направление очередного удара выбрано точно: "благожелатели" русского народа знают, откуда им грозит опасность.)
_____Кроме вышеописанного - небольшого, но очень важного - положительного основания идентичности, есть целое множество отрицательных. За годы перестройки эти отрицательные основания выразились со всей яркостью, когда от России стали бурно отделяться и отталкиваться, клеймя при этом русских, другие народы. И тогда на первый план вышло не то общее, что нас, русских, объединяет, но та разница, которая разделяет русского - и эстонца, русского - и еврея, русского - и чеченца.
_____МЫ - РАЗНЫЕ. Вот тот пункт, который сегодня наиболее благоприятен для всесторонней интеллектуальной разработки. Вот тактически главное направление нашего пропагандистского удара. Вот на чем сегодня следует реально строить процесс идентификации нашей, русской, нации. МЫ - не такие, как ОНИ. Вот, что следует выставлять на вид в каждом выступлении, в каждой публикации.
_____Я особо хочу подчеркнуть, что национальные различия - это не национальная рознь, а основа национальной идентификации. Разжигать национальную рознь - опасно, я никого не призываю этим заниматься. Но закрывать глаза на национальные различия, делать вид, что их нет, не замечать их - это преступно.
_____
3
_____
_____Есть проблема, которая в последние годы активно муссируется, когда речь заходит о нашей национальной идентификации. Это проблема расы. Как правило, проблематика национализма жестко увязывается с проблематикой расизма. Я вижу здесь большие противоречия.
_____Первое. Национализм - это любовь к своей нации и забота о ней, это чувство, свойственное человеку, независимо от расовой принадлежности. Оно может быть присуще как русскому, так и японцу или какому-нибудь тутси.
_____Правомерно ли сегодня выдвигать на первое место расовую, а не национальную принадлежность? Надо ли их противопоставлять?
_____Позволю себе цитату из самого себя. В статье "Интеллигенция и нация" я писал: "В конфликте (гипотетическом) между землянами и инопланетянами я однозначно займу сторону землян, какой бы расы они ни были. Потому что я - землянин. В конфликте рас я займу сторону белой расы, невзирая на то, какими нациями она представлена. Потому что я белый. В конфликте наций я встану на сторону русских, какой бы социальный слой ни предстал в их лице. Потому что я - русский".
_____Как это ни печально, но сегодня мы, русские, находимся в состоянии войны с братьями по расе. Это - факт. Причем русские терпят поражение - это тоже факт. Никто не скажет, что нынешнее положение России есть результат расовой войны: нет, но - национальной. В первых рядах победителей - немцы, американцы, англичане, народы Восточной Европы, Прибалтики... Конечно, наличие еврейского фактора в обстоятельствах нашего разгрома придает конфликту оттенок расового характера, но этим дело не исчерпывается.
_____Поэтому сегодня не время отказываться от национализма в пользу расизма. Более того. Нации крепнут и обретают единство именно в борьбе наций, и мы должны всячески использовать факт нашего поражения в Третьей мировой войне для пропаганды и утверждения идей национальной консолидации. Ставить вопрос так: "Я не националист, а расист, не русский, а ариец" - нельзя.
_____Второе. Наша национальная война происходит, действительно, на фоне глобальной расовой войны. Она идет то подспудно, то открыто, она не затухает, а напротив, разгорается. Китай, Япония, семиты (арабский мир) - вот гунны, идущие на штурм Четвертого Рима - европейской расы, взяв на вооружение ее приемы, идеи и технологию. Постепенно втягиваются в этот процесс и негры - особенно американские. Где наше место в этой глобальной расовой войне?
_____Надо признать, что расовая наша идентичность тоже нуждается в разъяснении. Это связано с включением в дискуссию о расах арийского компонента, достаточно малоизученного и малопонятного для нас, русских.
_____Что это такое - ариец? Каково содержание этого слова - не в историческом смысле, а сегодня, на современном этапе? Кто сегодня может претендовать на звание арийца и каковы критерии отбора? И кто арбитр, производящий отбор? Эти вопросы требуют четких ответов.
_____Может быть, ариец - это исключительно прямой потомок ариев? Как это определить?
_____Или же ариец - это наследник определенных (арийских и только) качеств? И каких именно?
_____А растерявший арийские качества потомок арийцев - ариец?
_____Ариец ли еврей, приобретший подобные качества?
_____Кто может судить об этом? Ситуация весьма и весьма непонятная.
_____Гораздо понятнее, хотя тут есть свои сложности, деление рас на иафетическую, семитскую и хамитскую.
_____Еще понятнее бытовое деление: европеец, азиат, кавказец, еврей.
_____Наконец, абсолютно ясно каждому, ибо видно невооруженным глазом: белая, желтая, черная раса!
_____Расизм, основанный на таком делении, не только не исключает национализма, но и предполагает его.
_____В качестве примера можно привести довоенную и военную Англию, безусловно расистскую, но тем не менее интернировавшую наиболее ретивых своих расистов, когда началась война с немцами. Ибо английское правительство справедливо рассудило: когда идет национальная война с представителями той же расы, приоритет должен отдаваться национальным, а не расовым интересам.
_____Это - урок нашим расистам. Сейчас идет русско-чеченская, русско-немецкая, русско-американская, русско-прибалтийская, и т. д. война. И разговоры о какой-либо расовой солидарности покамест неуместны. Наше место сегодня должно быть в стороне от любых глобальных конфликтов.
_____Третье. В упорной приверженности арийской идее я вижу комплекс неполноценности.
_____Вот смотрит на себя человек в зеркало: и нехорош, и неумен, и девушки не любят - все плохо. Но потом вспоминает: ба, да ведь я ариец! Сразу улыбка до ушей, жизнь прекрасна, все хорошо. Но ведь это - нелепо. Ощущение своего превосходства, чувство любви и уважения к себе должно быть природным. Оно не нуждается в рациональных доказательствах, в подтверждениях.
_____Арийство - не предмет для национальной гордости и не повод для любви к своей нации. Если завтра я бы узнал, проснувшись, что неопровержимо доказано, будто русские - семиты, я не разлюбил бы свой народ и не перестал бы его уважать. Ибо националист любит свою нацию не за "что-то", не за то, что она "такая" или "сякая", а за то лишь, что она - своя, даже вопреки очевидным ее недостаткам.
_____Четвертое. Напряженный поиск своего арийства - это тот же поиск "великой идеи", "великого смысла", поиск провиденциальности, но только опрокинутый в далекое прошлое.
_____О недопустимости увлечения подобным поиском говорилось выше.
_____Когда у человека опухоль в мозгу, ему надо думать не о высшем смысле (реализовать его он все равно не успеет), а о том, как эту опухоль удалить. Прежде чем строить планы о Великом Будущем, надо обрести элементарные гарантии обычного выживания. Сегодня у русских таких гарантий нет.
_____
4
_____
_____Необходимо решительно покончить с идеологией имперского патриотизма и перейти к идеологии, удачно названной В. Авдеевым "этноэгоцентризмом".
_____Приведу только один пример, разъясняющий опасность имперского патриотизма. Узнав однажды о том, что в Москве открыт Израильский культурный центр, я из любопытства решил его посетить. Наряду с библиотекой, читальным залом и лингафонным кабинетом обнаружил небольшое помещение, где на экранах телевизоров прокручивались рекламные ролики о прекрасной жизни в Израиле. Цветущие кибуцы, роскошные курорты на побережье, мирные, жизнерадостные города... В креслах сидели евреи, увлеченно глядящие на эту демонстрацию... Среди них я приметил старика, высокого, сухого, лет 70-ти, с большой орденской колодкой на левой стороне поношенного пиджака. Он не отрываясь смотрел горящим взором в экран и, заметно было, сильно переживал увиденное. Наконец, при виде каких-то особо привлекательных кадров, он не выдержал: чувства, обуревавшие его, вырвались из-под контроля. Старик вскочил: глаза его сияли, седые волосы растрепались, он взмахнул руками и вскричал: "Россию надо отдать Израилю! Вот тогда она будет процветать, в ней будет порядок, все будет хорошо!"...
_____Это был настоящий вопль души российского еврея-патриота, фронтовика-ветерана, сражавшегося некогда плечом к плечу с моей бабкой, военврачом, погибшей на фронте, с моим отцом, израненным на той войне... Свято чтя их память, я должен был бы отнестись к их престарелому соратнику по меньшей мере с теплотой, но - не мог!
_____Да, он вместе с моими родными защищал нашу общую Родину. Но как по-разному понимаем мы судьбу и будущее России! Как по-разному видим место русского народа в этом будущем!
_____Таких евреев-патриотов немало; все они, сколько я мог заметить, исповедуют идею России-империи, поскольку для них российский империализм - это синоним интернационализма в новых условиях. Не вышло в свое время с Коминтерном - пусть теперь будет Империя!
_____Для них (да и для некоторых других народов) идеал - это процветающая мультинациональная Россия, где русские не являются реальным гегемоном. Для нас такая Россия - нонсенс, не достойный наших усилий и надежд.
_____"Мы создали это государство, и мы будем им владеть", - так мыслит - и так должен мыслить! - любой нормальный русский человек.
_____"Вы создали это государство, но владеть им будем мы, - так думает любой нормальный еврей... - Потому что мы - элита "россйиской нации", естественные претенденты на роль имперского этноса. Ибо мы самые богатые, самые сплоченные, самые образованные и культурные, самые-самые... Кому же, как не нам, владеть Россией!"
_____Что же касается нас, русских, то сегодня, увы, на роль имперского этноса претендовать мы не можем. Советская империя и распалась-то потому, что русский народ утратил силу магнита и цемента, силу, которой столетиями создавалась и удерживалась от развала великая держава. Негативные тенденции развития русских пока что не преодолены; пытаться вернуть себе былую роль, не вернув прежде того былое могущество, - верное самоубийство. Прав Солженицын: "Восстановить империю сегодня - значит окончательно похоронить русских". Сегодня мы должны сосредоточиться исключительно на своих проблемах: демографических (в первую очередь!), экономических, социальных, военных, культурных... Мы должны решительно отринуть все иные задачи, не имеющие непосредственного отношения к нашей реанимации. Мы не можем позволить каким бы то ни было соблазнам выманить нас из спасительной ниши временного, но абсолютно необходимого этноэгоцентризма. В том числе, соблазну Империи.
_____
5
_____
_____Битва за русские умы, за русское национальное сознание только начинается. Наша главная стратегическая задача в этой битве - завоевать симпатии русской интеллигенции - самой активной, самой влиятельной, самой умственно развитой, самой (при всем ее индивидуализме) организованной части населения, от которой зависит все наше будущее. Ни к власти придти, помимо поддержки этого класса, ни удержать власть, ни управлять государством, не опираясь на него - невозможно. Это понял даже Ленин после революции, это поняли даже Мао, Сталин и Гитлер, использовавшие метод кнута и пряника в отношениях с интеллигенцией, без которой обойтись они не могли. Это отлично поняла и блестяще демонстрирует свое понимание наша новая власть: более 2/3 голосовавших в декабре интеллигентов отдали свои голоса НДР и Яблоку: такова статистика. Вот тот резерв, который нам, русским националистам, предстоит в максимальной степени перевербовать, распропагандировать, перетянуть на свою сторону.
_____Единственный вариант национализма, приемлемый для интеллигенции, - это национал-капитализм и национал-демократия. Если мы хотим завоевать, завербовать интеллигенцию - а без этого нечего и думать о какой-то реальной политической игре - мы должны сделать четкую и твердую ставку на эту идеологию. Какие бы социально-политические симпатии при этом лично каждый из нас ни питал. Мы должны ясно понимать: без капитализма нет будущего у национализма. Ибо нет будущего у интеллигенции без развитых капиталистических отношений; она понимает это умом и чувствует инстинктом. Никакая иная идеология с националистическими претензиями ее не увлечет. Причина провала националистов предыдущего поколения лежит именно здесь: Шафаревич, Куняев, Кожинов и другие пытались соединить национализм с коммунизмом, с социализмом. Из этой химеры ничего не вышло.
_____Другой контингент, союзный нам, - это национальные предприниматели (в значительной и лучшей своей части состоящие опять-таки из интеллигентов). Их специально вербовать не нужно: за нас агитируют их собственные коммерческие интересы. С течением времени в них неизбежно просыпается сознание того, что на своей земле надо быть хозяином, а не прислужником зарубежных господ; просыпается волчий инстинкт по отношению к зарубежному конкуренту.
_____Здесь нужно другое: разделение труда: финансы и коммерция - финансистам и коммерсантам, а идеология и политика - идеологам и политикам. У некоторых "новых русских" бытует (по понятной самоуверенности и политической малоопытности) мнение, будто на Западе крупный капиталист, магнат может заказать идеологию "под себя", по своим предначертаниям. Это большое заблуждение. Продаются публицисты, мелкие добытчики информации, но не идеологи. Посмотрел бы я на того магната, который начал бы диктовать, скажем, Бжезинскому или Киссинджеру, что им следует думать, писать, говорить... Через десять минут такой самонадеянный денежный мешок имел бы очень бледный вид. Идеология и политика есть дело профессионалов. В нашей стране подобный профессионализм не был развит при Советской власти, но мы развиваемся со стремительностью гигантской.
_____Предприниматель должен понимать, что в политическом спектре есть люди, есть силы, готовые пропагандировать и защищать интересы национального капитала - и делать это профессионально. Понятно, что поддержка должна быть обоюдной. В статье "Русские и капитализм", написанной еще осенью 1991 г., я написал строки, которые как нельзя уместнее цитируются сегодня: "Возродить русскому народу силу и авторитет возможно только на пути его быстрой и грамотной капитализации, последовательно проводя принцип национал-капитализма. Идейно-политический контроль над этим процессом должна взять на себя Русская национальная партия, а его материальную базу составит Союз русских промышленников и торговцев. Опираясь на капитал Союза, партия поведет борьбу за русские приоритеты политическими средствами. Союз, опираясь на политику партии, будет утверждать эти приоритеты в материальной жизни. Осуществимость этих планов зависит в первую очередь от позиции, которую займут русские интеллигенты и предприниматели. Судьба русской нации сегодня в их руках. Ответственность велика как никогда". Мне и сегодня нечего добавить к этим словам.

1.0x