Авторский блог Василий Шахов 12:10 16 июля 2019

17. Фёдоровские и Циолковские Чтения. "Космическая аномалия" Вл. Высоцкого

"ГУМАНИТАРНОЕ КОСМОСОЗНАНИЕ". Экспозиция. Дм. Шахов. "Учебный космос России".

17. Фёдоровские и Циолковские Чтения.

«КОСМИЧЕСКАЯ АНОМАЛИЯ» В. ВЫСОЦКОГО

Когда вода Всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На берег тихо выбралась Любовь –

И растворилась в воздухе до срока,

А срока было – сорок сороков…

Вл. Высоцкий.

М А Р Ш Ф И З И К О В

Тропы еще в антимир не протоптаны,
Но, как на фронте, держись ты!
Бомбардируем мы ядра про|тонами,
Значит, мы - антиллеристы.

Припев:
Нам тайны нераскрытые раскрыть пора,-
Лежат без пользы тайны, как в копилке.
Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра,
На волю пустим джинна из бутылки.

Тесно сплотились коварные атомы,-
Ну-ка, попробуй прорвись ты!
Живо по коням - в погоню за квантами!
Значит, мы - квантолеристы.

Припев

Пусть не поймаешь нейтрино за бороду
И не посадишь в пробирку,-
Но было бы здорово, чтоб Понтекорво
Взял его крепче за шкирку!

Припев

Жидкие, твердые, газооб|разные -
Просто, понятно, вольготно!
А с этой плазмой дойдешь до маразма,- и
Это довольно почетно.

Припев

Молодо - зелено! древность - в историю!
Дряхлость - в архивах пылиться!

Даешь эту общую, эту теорию,
Элементарных частиц нам!

Припев

………………………………………………………….

………………………………………………………….

«К О С М О С - Т У Р И С Т№…

Здесь лапы у елей дрожат на весу,

Здесь птицы щебечут тревожно.

Живёшь в заколдованном диком лесу,

Откуда уйти невозможно.

Пусть черёмухи сохнут бельем на ветру,

Пусть дождем опадают сирени,

Всё равно я отсюда тебя заберу

Во дворец, где играют свирели.

Твой мир колдунами на тысячи лет

Укрыт от меня и от света.

И думаешь ты, что прекраснее нет,

Чем лес заколдованный этот.

Пусть на листьях не будет росы поутру,

Пусть луна с небом пасмурным в ссоре,

Всё равно я отсюда тебя заберу…

Украду, если кража тебе по душе, -

Зря ли я столько сил разбазарил?

Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,

Если терем с дворцом кто-то занял.

В л. В ы с о ц к и й.

………………………………………………………………………………….

Туристические «волны» всё мощнее и мощнее… В последнее время просветительско-оздоровительный туризм европейского и даже мирового уровня совершает свои «хождения», «летания» и «плавания», а также дистанционно-«заочные экскурсии» в Великороссию… Михайловское… Спасское-Лутовиново… Ясная Поляна… Константиново… Тарханы…

«Золотое кольцо»… «Жемчужное ожерелье»…

Много «очевидного-невероятного», «воспоминаний о будущем», «ностальгии по настоящему», «потревоженных теней»; много почтеннейших, святейших «очагов и алтарей» - в Московии… Вот те же Вороново, Тёплый Стан, Ватутинки, Валуево… Та же Красная Пахра…

……………………………………………………………………………………….

1.

«СЕМЕЙНЫЙ ШАЛАШ» ВЫСОЦКОГО

И «РУССКОЙ ПАРИЖАНКИ» ВЛАДИ

………………………………………………………………………

«СОГЛАШАЙСЯ ХОТЯ БЫ НА РАЙ В ШАЛАШЕ»…

Пахорско-троицкий «семейный шалаш» Владимира

Высоцкого и «русской парижанки» Марины Влади

Владимир Высоцкий и Марина Влади… «Французское» присутствие в жизни и творческой судьбе русского гения...

«Русский гений издавна венчает тех, которые мало живут…» - это горестное, светло-печальное некрасовское наблюдение («Не рыдай так безумно над ним…») пророчески подтверждалось и в «железном» девятнадцатом, и в «лихом» двадцатом, и вот уже – в тревожном двадцать первом столетии.

Жизнь Владимира Высоцкого трагически коротка. «Владимир, или прерванный полёт» назовёт книгу о нём Марина Влади.

…Судьбы «русской парижанки» и талантливейшего русского актёра, музыканта и лирика могут стать животрепещущей, притягательной своей романтичностью, темы туристического паломничества в Большую Москву.

В альманахах «Москвоведение: достопамятности Большой Москвы.

К р а с н а я П а х р а», «Большая Москва и москвоведение» мы обращались к подробностям созидания «семейного шалаша» Высоцкого и Влади на Красной Пахре и Десне.

Конечно же, в справочном эссе туристского буклета можно лишь наметить линии экскурсионного рассказа о судьбах действительно замечательных. На подаренном супружеской чете поэтическом сборнике – посвящение: «Марине и Володе, чтобы, даже разлучаясь, они не разлучались никогда. Ваша Любовь благословенна Богом. Ради него не расставайтесь. Я буду мыть ваши тарелки на вашей серебряной свадьбе. Женя Евтушенко».

…И в академгородке «Красная Пахра», и в стремительно набирающем творческий потенциал Троицке, и в административно курирующем их Подольске привечали-исповедовали «Гимн физиков» («Тропы ещё в антимир не протопаны, Но как на фронте держись ты! Бомбардируем мы ядра протоном, Значит, мы – артиллеристы. Тесно сплотились коварные атомы – Ну-ка, попробуй, прорвись ты! Живо по коням – в погоне за квантами, Значит, мы – квантелеристы»). Владимира Высоцкого чтили и «физики», и «лирики»; сам он охотно отзывался на предложения встретиться с «режимными» наукоградцами

(«Нам тайны нераскрытые раскрыть пора – лежат без пользы тайны, как в копилке, - мы тайны эти скоро вырвем у ядра, на волю пустим джинна из бутылки. Пусть не поймаешь нейтрино за бороду и не посадишь в пробирку. Было бы здорово, чтоб Пантекорво взял его крепко за шкирку! Жидкие, твёрдые, газообразные – просто, понятно, вольготно! С этою плазмой дойдёшь до маразма, и это довольно почётно»). Автор «Гимна физиков» (жанровое определение – «студенческая песня») философско-психологически «впрессовывает» в энергичные строфы преемственно-вечный зов эпохи

(«Молодо – зелено. Древность – в историю! Дряхлость – в архивах пылится! Даёшь эту общую, эту теорию элементарных частиц нам!..»).

У Владимира Высоцкого есть ещё один «гимн физиков» - стилизация по мотивам знменитой «Дубинушки» («Тот, кто физиком стал, Тот грустить перестал. На физфаке не жизнь, а малина. Только физика – соль, Остальное всё – ноль, а филолог и химик – дубина. Эх, дубинушка, ухнем! Может, физика сама пойдёт! Подучим, подучим да бросим…»). Был ли лирический герой Высоцкого лишь на стороне «физиков»? («На физфаке живём, Интегралы жуём. Мы квантуем моменты и спины. А как станет невмочь, Все учебники прочь, И затянем родную Дубину. Котелок не варит. А студент всё сидит. Над конспектами гнёт свою спину. Сто экзаменов сдал, реферат написал, Но остался дубина дубиной»).

Отдавая должное всё более набиравшим авторитет «физикам», Высоцкий чуток к классической традиции («Бывало, Пушкина читал всю ночь до зорь я – Про дуб зеленый про цепь златую там. И вот сейчас я нахожусь у Лукоморья, - Командированный по пушкинским местам»).

… «Хождение» в Красную Пахру и Троицк увенчалось и ознаменовалось постройкой семейного «шалаша» - домика из бруса. Предприятие сие упомянуто и прокомментировано несколькими мемуаристами (наиболее обстоятельно, хотя и несколько тенденциозно, Эдуардом Володарским).

Окрестности Троицка и Красной Пахры – место отдохновения и раздумий замечательного мастера слова и образа. Местные ландшафты, здешнее общение послужили «завязями» его оригинальных импровизаций.

Владимир Высоцкий – в напряженном интеллектуально-духовном, философско-психологическом поиске. Он активно работает с режиссёрами С.С. Говорухиным, С.С. Кареловым, А.Н. Миттой, К.Г. Муратовой, Г.И. Полокой, И.Г. Хейфицем, М.А. Шнейцером. Плодотворны его искания в жанрах лирики.

Когда вода Всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На берег тихо выбралась Любовь –

И растворилась в воздухе до срока,

А срока было – сорок сороков…

Высоцкий - самобытен. Высоцкий - неповторим. Высоцкий – в духовном мире человека тонко и глубоко чувствующего, неизменно преданного идеалам прекрасного…

Я поля влюблённым постелю –

Пусть поют во сне и наяву!..

Я дышу, и значит – я люблю!

Я люблю, и значит – я живу!

…Во Франции, Италии, Германии, Англии, во многих других странах мира звучат песенные строки Высоцкого, одухотворённые романтической любовью русского поэта и музыканта к «русской парижанке»: «Двенадцать лет тобой и Господом храним», «Это время глядит единственной женщиной рядом», «Соглашайся хотя бы на рай в шалаше», «Как я любуюсь тобой, как Мадонной Рафаэлевой!», «Люблю тебя сейчас, не тайно – напоказ!»…

1.0x