Авторский блог Василий Шахов 09:57 14 февраля 2017

17-ый:репетиции окаянных дней ("немарксистский социализм")-2

Дистанционные экспозиции Московско-Троицкого общественного дистанционного университета Знаний

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

17-ый: репетиции окаянных дней ("немарксистский социализм") - 2

……………………………………………………………………….

Гражданское общество всерьёз озаботилось поисками «национальной идеи».

В СМИ в розницу и оптом «запускаются» многоперсонные декларативно-разъяснительные акции с участием весьма известных персон. Выдвигаются, штампуются, экспериментируются, импровизируются, суммируются самые диковинные версии. Вызывает только удивление и сожаление, что авторы

словно бы «забыли», что существует великая цивилизационно-философская, просветительско-духовная традиция, связанная с именами Радищева и Белинского,

Герцена и Тютчева, Чернышевского и Добролюбова, Писарева и Некрасова, Михайловского и Стасова, Данилевского и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Толстого, Чехова и Короленко, а также «младших богатырей литературы», «открывателей путей», пионеров-пассионариев.

«Факт остаётся фактом. У художника Горького, у покойного художника Г.И. Успенского может многому научиться самый ученый социолог. В них – целое откровение» («Современный мир», 1907, кн. 5).

…………………………………………………………………………..

«Вероятнее всего, что путь революции неизбежен для лучшего будущего России… Готовьтесь к этой минуте умственным развитием, житейским опытом, выработкою в себе твёрдого характера. Готовьте к ней

народ русский, уясняя ему его истинные потребности, его вечные права, его грозные обязанности, его могучую силу. А затем, когда минута настанет, идите с народом на завоевание этих прав, на исполнение этих обязанностей, на развитие этой силы. Идите вперёд, чего бы это ни стоило вам, чего бы это ни стоило народу. Какова бы ни была цена этого будущего, оно должно быть завоёвано»

П.Л. Л А В Р О В. Передовая статья первого номера журнала «Вперёд».

Август 1873 года («Революционное народничество 70-х годов Х1Х века.

Ч. 1, М., «Наука», 1964, с. 36).

НАРОДНИКИ :

ЭТИКА, ЭСТЕТИКА, ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ

Т е з и с ы:

- Русское народничество как «немарксистский социализм»;

- «революционная демократия»;

- «революционное народничество»…

Карл Маркс, обращаясь к участникам Лондонской конференции 1 Интернационала ( 17-23 сентября 1871 г.), заметил, что студенты России теснее связаны с народом, чем на Западе, что они «дают сильный толчок рабочему классу» («Лондонская конференция 1 Интернационала». М., 1936,

с. 101).

Наука или труд? - дилемма…

Н.В. Чайковский, В.М. Александров, М.А. Натансон, А. И. Сердюков, Ф.Н. Лермонтов, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин, Д.А. Клеменц, Н.А. Чарушин, С.С. Синегуб, Л.Э. Шишко, Д.М. Рогачев, М.В. Куприянов…

…«чайковцы»… «долгушинцы»…

«Можно без преувеличения сказать, что это был цвет молодёжи: ум, талант, довольно высокое умственное развитие в сочетании с несокрушимой энергией и волей, нравственная красота, ригоризм в личных и общественных интересах - таковы были чайковцы в целом», - характеризовал их

О.В. Аптекман

( «Общество «Земля и воля». П., «Колос», 1924, с. 69).

«В то время, т.е. в 1872 году, кружок не имел в себе ничего революционного. Если бы он остался простым кружком саморазвития, то члены его скоро закаменели бы, как в ските. Но кружок нашел подходящую работу. Чайковцы стали распространять хорошие книги. Они покупали целыми изданиями сочинения Лассаля, Берви-Флеровского («О положении рабочего класса в России», Маркса, труды по русской истории и распространяли их среди студентов в провинциальных городах. Через несколько лет в «тридцати восьми губерниях Российской империи», употребляя подсчет обвинительного акта, не было сколько-нибудь значительного города, где кружок не имел бы товарищей, занимавшихся распространением этого рода литературы. С течением времени, под влиянием общего хода событий и побуждаемый вестями, прибывавшими из Западной Европы о быстром росте рабочего движения, кружок все больше становился центром социалистической пропаганды среди учащейся молодёжи и естественным посредником между членами провинциальных кружков», - это

важное наблюдение принадлежит П. Кропоткину ( «Записки революционера»,

П.-М., 1920. с. 237).

……………………………………………………………………….

Чайковцы издали и распространили в 1872 г. сборник рассказов Н.И. Наумова «Сила солому ломит». Долгушинцы отпечатали прокламации:

В.В. Берви-Флеровского «Как должно жить по закону природы и правды»,

А.В. Долгушина «К интеллигентным людям», «Русскому народу».

По поводу народнических «брошюр», распространяемых «в глухих и забытых богом и добрыми людьми деревнях и деревушках Пензенской губернии или в торговых слободах Тамбовской и Харьковской, - везде», О.В. Аптекман констатировал, что эти зажигательные прокламации «производили потрясающее впечатление», служили для слушателей и читателей чем-то вроде «музыки будущего», «хлеба насущного».

П.Л. Лавров в передовой статье первого номера журнала «Вперёд»

(август 1873 г.) отмечал: «Вероятнее всего, что путь революции неизбежен для лучшего будущего России… Готовьтесь к этой минуте умственным развитием, житейским опытом, выработкою в себе твёрдого характера. Готовьте к ней

народ русский, уясняя ему его истинные потребности, его вечные права, его грозные обязанности, его могучую силу. А затем, когда минута настанет, идите с народом на завоевание этих прав, на исполнение этих обязанностей, на развитие этой силы. Идите вперёд, чего бы это ни стоило вам, чего бы это ни стоило народу. Какова бы ни была цена этого будущего, оно должно быть завоёвано» («Революционное народничество 70-х годов Х1Х века. Ч. 1, М., «Наука», 1964, с. 36).

……………………………………………………………………………….

«…намечались те места, которые, на основании исторических справок, оказывались наиболее благоприятными для революционной деятельности - туда мобилизация молодёжи и была направлена… На излюбленных молодёжью местах она устраивалась не зря, а по плану: в ближайшем городе заводился «центр», в котором и сосредоточивались все административные функции кружка: приискание пристанища, завязывание связей, добывание паспортов, денег и различных сведений» (О. В. Аптекман).

Осень 1876 года. Возникновение общества землевольцев, которое на первых порах имело название «Северной революционно-народнической группы». 6 декабря 1876г. прошла крупная демонстрация. На площади у Казанского собора ораторы заклеймили позором политические репрессии

царизма. Горячо, убедительно говорил Георгий Плеханов о реально осуществимых в ближайшем будущем требованиях трудового люда. Рабочий Потапов поднял над митингующими красное полотнище с надписью-девизом

«Земля и воля». Вместе с Г.В. Плехановым активно включились в формирование принципиально новой организации С.М. Кравчинский, Д.А. Клеменц, М.А. Натансон, О.В. Аптекман; деятельно и инициативно работали

Александр и Адриан Михайловы, Н.А. Морозов, Д.А. Лизогуб, В. А. Осинский, М.Р. Попов.

……………………………………………………………………………….

Официально не входила в «Землю и волю» В.Н. Фигнер; вместе с тем

эта видная революционерка разделяла во-многом программу организации,

сотрудничала с землевольцами. Вместе с сестрой она устроилась фельдшерицей

«в глубинке» Саратовской губернии. Они лечили больных. Евгения Фигнер

инициировала открытие в Вязьмине (Петровского уезда) школы для крестьянских детей.

…с течением времени «две стороны программы «Земли и воли» меняли своё место. В 1876 году при основании общества центр тяжести полагался в деятельности в деревне, в подготовлении и организации народного восстания, а

«у д а р в ц е н т р е» ставился в зависимости от того, что будет делаться в массах; теперь же, в 1878-1879 годах, этот «у д а р» полагался во главу угла и занимал первое место: ничто другое, а именно он должен был развязать живые силы народа, дав возможность к выявлению их в момент дезорганизации и смущения правительства. На создание этого момента и должны были отныне направляться все силы партии, все усилия ее» (Вера Фигнер. Запечатленный труд. Т. 1, М., «Мысль», 1964, с. 179).

Январь 1878-го. Вера Засулич стреляет в петербургского градорначальника Трепова. С.М. Кравчинский (в том же году) убил шефа жандармов Мезенцева.

1879 год. «Земля и воля» послужила основой для двух самостоятельных

организаций.

«Народная воля» (1879-1881) объединила сторонников активной борьбы, «политиков»-пассионариев ( Н.А. Морозов, А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко, С.Л. Перовская, А.А. Квятковский). Возглавлявший их Исполнительный комитет ориентировал на конечную цель:

свержение самодержавия и установление народовластия («…как социалисты и народники, мы должны поставить своей ближайшей задачей - снять с народа подавляющий его гнёт современного государства, произвести политический переворот с целью передачи власти народу»).

«Чёрный передел» (1879-1881) принял под своё знамя «деревенщиков», приверженцев пропагандистско-просветительской деятельности непосредственно в сельских условиях. Наиболее авторитетными «функционерами» были здесь Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, М.Р. Попов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, О.В. Аптекман, Я.В. Стефанович, Е.Н. Ковалевская, А.П. Буланов. Главное, полагали они, - решение земельной проблемы.

«Факт остаётся фактом. У художника Горького, у покойного художника Г.И. Успенского может многому научиться самый ученый социолог. В них – целое откровение» («Современный мир», 1907, кн. 5).

1.0x