ВАСИЛИЙ Ш А Х О В
17-ый: плехановские калики перехожие
и хождение в народ
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым Бог тебя ведёт,
Но, жизнь любя, к её минутным благам
Прикованный привычкой и средой,
Я к цели шёл колеблющимся шагом,
Я для неё не жертвовал собой,
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
За то, что я, черствея с каждым годом,
Её умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! прости!..
Н. А. Н е к р а с о в
«НА РОДИНЕ БОЙЦА И МЫСЛИТЕЛЯ»
( образ Г.В. Плеханова в творческом восприятии
«липецкого Есенина» - А.В. Каменского)
В Гудаловке старуха помнит дни,
Когда по саду бегал мальчик Жоржик.
Всё те же деревенские плетни,
Но вотчиной дожёван сдобный коржик.
О черствый камень хлыст сломала свой
Помнщичья облезлая бекеша,
И стал большим в районе головой
Вчерашний крепостной мужик Микеша.
Поля забыли робкий выбег лепт
К просторному разросшемуся саду,
Где замышлял когда-то Жорж студент
Из кафедры построить баррикаду…
Алексей Л и п е ц к и й
И в прозе, и в лирических жанрах А. Липецкий «документален».
Ранняя стихотворная повесть его называлась «Надя Данкова» (героиня наделена фамилией, восходящей к имени города Данкова). Особый интерес представляют страницы, воссоздающие социально-культурную, бытовую обстановку в последние десятилетия Х1Х - начале ХХ века («В те дни безвременью конец пророчил незабвенный Чехов… Светло звучал напевный гром О буревестнике свободном…» Автор повести воссоздаёт быт и бытие
Подстепья («несчастные раздеты, нуждой вконец разорены»). Богатеи жиреют и наглеют в своей мещанской сытости («Эй, сторонись, простой народ! Тебе там места очень мало, Где власть и сила капитала»). И повествователь, и юная героиня с интересом наблюдают приближение возмездия: «в те дни кровавых баррикад, переходя к делам от песни», на мятежной Пресне восстанавливал попранную справедливость «ожесточенный демократ»; в «в зловещем сумраке ночей Пылали барские поместья; Кошачьи руки палачей Чесались от безумной мести? На эшафоте каждый день В петле качалась смерти тень».
Лирический герой (да, в сущности, и сам автор) пока ещё не в силах разобраться в сложности происходящих событий. Многое из виденного с содроганием и растерянностью воспринимаются им как неуправляемая стихия, кровавая анархия, трагическая вакханалия лютующей смерти. Трудно было определиться в необычайно запутанной расстановке, «клублении» сил.
Есенинский «милый, милый смешной дуралей» - жеребёнок тщетно пытался обогнать «стальную конницу». В стихотворении А. Липецкого «Телега» «ободья мнут… родных полей муравные края», но у нового времени иные темпы («Вперёд, вперёд по большаку стальному Во весь опор помчаться легче птиц, Сжигая стари чёрную солому, Снопы огня из-под чугунных спиц!»
Примечательна позиция Алексея Липецкого в осмыслении событий 1914 года. И здесь он оказался в одном «стане» с Георгием Плехановым. Родственную позицию занял Сергей Есенин, который в статье «Ярославны плачут» сделал попытку разобраться в происходящих событиях: «Внимая ужасам войны», в унисон зазвенели струны больших и малых поэтов. На страницах газет и журналов пестрят имена Бальмонта, Брюсова, Сологуба, Липецкого…» Молодой Есенин захвачен общими патриотическими настроениями («Нам одинаково нужны Жанны д Арк и Ярославны. Как те прекрасны со своим знаменем, так и эти со своими слезами»). Алексей Липецкий пишет патриотические стихи («Наши герои», «Капля крови»).
…В 20-ые годы Алексей Липецкий работает над циклом
«На родине бойца и мыслителя»…
…Он, как в гнезде, здесь крылья отрастил
И профиль мужа выковал орлиный,
Чтобы лететь во всеоружьи сил
На смену тем, кто пал под гильотиной.
Париж с Москвой умом бойца сродни,
Он утра ждал для ночи ураганов,
Земляк мой по цветам тамбовских нив -
Георгий Валентинович Плеханов…
………………………………………………………………………
Один из участников событий в Воронеже конца 70-х годов
Г.Зиновьев на заседании Петроградского совета 9 июня 1918 года
говорил:
- Я не знаю более красочной и более драматической сцены из жизни народников, как эта, - когда Плеханов упрямой походкой, при громадном волнении всех присутствующих уходит с этого маленького собрания героев-революционеров, и Софья Перовская бросает ему вдогонку: «Удержите этого безумца, - куда он уходит нас?» – На это взволнованный Плеханов отвечает решительно и горячо: «Нет, мне с
вами не по дороге, я должен порвать с вами, несмотря на то, что мы были связаны теснейшими узами». Плеханов уходит, чтобы создать свою группу, чтобы поднять новое знамя, которое сплотило впоследствии вокруг себя сотни тысяч и миллионы рабочих.
Когда стал великим Бабель? Когда он шёл против течения и прокладывал новую борозду… И когда стал великим Плеханов? Когда он, оставшись в ничтожном меньшинстве… поднял новое знамя, чтобы проложить новую дорогу против течения…
Позднее Георгий Валентинович с присущим ему остроумием заметил:
- Вначале нас, социал-демократов, была небольшая кучка, над нами смеялись, нас называли утопистами. Но я скажу словами Лассаля: «Нас было мало, но мы так хорошо рычали, что все думали, что нас очень много», И нас, действительно, стало много…
……………………………………………………………………………………..
(продолжение следует)