Авторский блог Василий Шахов 08:40 16 февраля 2017

17-ый: плехановские калики перехожие и хождение в народ

Дистанционные экспозиции Московско-Троицкого общественного дистанционного университета Знаний

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

17-ый: плехановские калики перехожие

и хождение в народ

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!

И бросить хоть единый луч сознанья

На путь, которым Бог тебя ведёт,

Но, жизнь любя, к её минутным благам

Прикованный привычкой и средой,

Я к цели шёл колеблющимся шагом,

Я для неё не жертвовал собой,

И песнь моя бесследно пролетела,

И до народа не дошла она,

Одна любовь сказаться в ней успела

К тебе, моя родная сторона!

За то, что я, черствея с каждым годом,

Её умел в душе моей спасти,

За каплю крови, общую с народом,

Мои вины, о родина! прости!..

Н. А. Н е к р а с о в

«НА РОДИНЕ БОЙЦА И МЫСЛИТЕЛЯ»

( образ Г.В. Плеханова в творческом восприятии

«липецкого Есенина» - А.В. Каменского)

В Гудаловке старуха помнит дни,

Когда по саду бегал мальчик Жоржик.

Всё те же деревенские плетни,

Но вотчиной дожёван сдобный коржик.

О черствый камень хлыст сломала свой

Помнщичья облезлая бекеша,

И стал большим в районе головой

Вчерашний крепостной мужик Микеша.

Поля забыли робкий выбег лепт

К просторному разросшемуся саду,

Где замышлял когда-то Жорж студент

Из кафедры построить баррикаду…

Алексей Л и п е ц к и й

И в прозе, и в лирических жанрах А. Липецкий «документален».

Ранняя стихотворная повесть его называлась «Надя Данкова» (героиня наделена фамилией, восходящей к имени города Данкова). Особый интерес представляют страницы, воссоздающие социально-культурную, бытовую обстановку в последние десятилетия Х1Х - начале ХХ века («В те дни безвременью конец пророчил незабвенный Чехов… Светло звучал напевный гром О буревестнике свободном…» Автор повести воссоздаёт быт и бытие

Подстепья («несчастные раздеты, нуждой вконец разорены»). Богатеи жиреют и наглеют в своей мещанской сытости («Эй, сторонись, простой народ! Тебе там места очень мало, Где власть и сила капитала»). И повествователь, и юная героиня с интересом наблюдают приближение возмездия: «в те дни кровавых баррикад, переходя к делам от песни», на мятежной Пресне восстанавливал попранную справедливость «ожесточенный демократ»; в «в зловещем сумраке ночей Пылали барские поместья; Кошачьи руки палачей Чесались от безумной мести? На эшафоте каждый день В петле качалась смерти тень».

Лирический герой (да, в сущности, и сам автор) пока ещё не в силах разобраться в сложности происходящих событий. Многое из виденного с содроганием и растерянностью воспринимаются им как неуправляемая стихия, кровавая анархия, трагическая вакханалия лютующей смерти. Трудно было определиться в необычайно запутанной расстановке, «клублении» сил.

Есенинский «милый, милый смешной дуралей» - жеребёнок тщетно пытался обогнать «стальную конницу». В стихотворении А. Липецкого «Телега» «ободья мнут… родных полей муравные края», но у нового времени иные темпы («Вперёд, вперёд по большаку стальному Во весь опор помчаться легче птиц, Сжигая стари чёрную солому, Снопы огня из-под чугунных спиц!»

Примечательна позиция Алексея Липецкого в осмыслении событий 1914 года. И здесь он оказался в одном «стане» с Георгием Плехановым. Родственную позицию занял Сергей Есенин, который в статье «Ярославны плачут» сделал попытку разобраться в происходящих событиях: «Внимая ужасам войны», в унисон зазвенели струны больших и малых поэтов. На страницах газет и журналов пестрят имена Бальмонта, Брюсова, Сологуба, Липецкого…» Молодой Есенин захвачен общими патриотическими настроениями («Нам одинаково нужны Жанны д Арк и Ярославны. Как те прекрасны со своим знаменем, так и эти со своими слезами»). Алексей Липецкий пишет патриотические стихи («Наши герои», «Капля крови»).

…В 20-ые годы Алексей Липецкий работает над циклом

«На родине бойца и мыслителя»…

…Он, как в гнезде, здесь крылья отрастил

И профиль мужа выковал орлиный,

Чтобы лететь во всеоружьи сил

На смену тем, кто пал под гильотиной.

Париж с Москвой умом бойца сродни,

Он утра ждал для ночи ураганов,

Земляк мой по цветам тамбовских нив -

Георгий Валентинович Плеханов…

………………………………………………………………………

Один из участников событий в Воронеже конца 70-х годов

Г.Зиновьев на заседании Петроградского совета 9 июня 1918 года

говорил:

- Я не знаю более красочной и более драматической сцены из жизни народников, как эта, - когда Плеханов упрямой походкой, при громадном волнении всех присутствующих уходит с этого маленького собрания героев-революционеров, и Софья Перовская бросает ему вдогонку: «Удержите этого безумца, - куда он уходит нас?» – На это взволнованный Плеханов отвечает решительно и горячо: «Нет, мне с

вами не по дороге, я должен порвать с вами, несмотря на то, что мы были связаны теснейшими узами». Плеханов уходит, чтобы создать свою группу, чтобы поднять новое знамя, которое сплотило впоследствии вокруг себя сотни тысяч и миллионы рабочих.

Когда стал великим Бабель? Когда он шёл против течения и прокладывал новую борозду… И когда стал великим Плеханов? Когда он, оставшись в ничтожном меньшинстве… поднял новое знамя, чтобы проложить новую дорогу против течения…

Позднее Георгий Валентинович с присущим ему остроумием заметил:

- Вначале нас, социал-демократов, была небольшая кучка, над нами смеялись, нас называли утопистами. Но я скажу словами Лассаля: «Нас было мало, но мы так хорошо рычали, что все думали, что нас очень много», И нас, действительно, стало много…

……………………………………………………………………………………..

(продолжение следует)

1.0x