Авторский блог Василий Шахов 05:11 27 декабря 2019

13. Позывные Великой Победы: Кто победит в России: шоу-бизнес или "бессмертный полк"

Дистанц-лекторий Русского Всеобуча. Памятный альманах "ПОЗЫВНЫЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ" (сост. Дм. Шахов).

13. ПОЗЫВНЫЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: КТО ПОБЕДИТ В РОССИИ:

ШОУ-БИЗНЕС ИЛИ «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»

После победы Зеленского на Украине следует изменить свой взгляд на шоу-бизнес. На него надо смотреть так, как вулканологи смотрят на извержение вулканов, как истребители танков наблюдают появление у горизонта танковых колонн врага. Шоу-бизнес — оружие, против которого нет защиты. Цифровая реальность, которая до сих пор не осмыслена и рождает в одних эйфорию, а в других — апокалиптический ужас, эта цифровая реальность сливается с шоу-бизнесом, образуя ещё более мощный загадочный субстрат, в котором кроются футурология и политика XXI века.

Социальные инженеры в администрации президента, конструирующие то одну, то другую выборные кампании и привлекающие в эти кампании ярких представителей шоу-бизнеса, играют с огнём. Если Невзоров объединится с Ксенией Собчак, а Шнур объединится с Киркоровым, что может противопоставить им официальная сторона — лопату Беглова? Шоу-бизнес грядёт, сметая библиотеки, церкви, памятники великим воинам. Идет великая битва, беспощадная брань. Сражаются бесчисленные сонмища шоу-бизнеса — все эти певички, юмористы, матерящиеся хохмачи, блистательные клоуны, нарядные геи — и "Бессмертный полк" с портретами убитых героев минувшей великой войны. Кто победит в России: шоу-бизнес или "Бессмертный полк"? Малахов или маршал Жуков?

А.А. П Р О Х А Н О В.

СВЕРХНОВАЯ РОССИЯ И ПОТОМКИ

ПРАВОСЛАВНЫХ.

«…Винт, рычаг, колесо. Огонь и Евангелие. Нож, пила, игла, топор. Лодка, парус, весло. Подшипник, бумага, стекло. Компас, линза, часы. Алфавит, иероглиф, сигнальные азбуки и коды. Библиотеки и музеи, университеты и храмы. Мосты, плотины, стадионы, кремли, тоннели, города. Канализация, водоснабжение, электросвет. Условная цифровая система мышления для оценки и приспособления немыслимого к бытовым потребностям. Плавка, ковка, литье, золоченье, а также электронно-лучевая и термомагнитная обработка металлов. Книгопечатание и музыка. Цветные радиоигры и развлечения. Связь без проводов. Синтетические алмазы в куриное яйцо. Оптические счетные приборы. Летающие обсерватории. Вакцина и антибиотики. Незримое ухо для подслушиванья врага на расстоянии. Искусственные луны. Океанские, воздушные и подводные лайнеры любого погруженья. Ультракороткое дальнозрение по обе стороны от нуля. Катапульты для орбитального заброса на инопланеты механизмов и людей. Овеществленная память. Термоядерные реакторы безопасного действия. Круглосуточная горячая вода. Спектральное прочтение светил и запредельных глубин за ними. Моторы гравитационного давления. Перегонка солнечной энергии без проводов. Думающие машины. Собеседники с человеческим голосом. Лунные поселенья для каторжников и мучеников науки. Подсобные божества механического обслуживания. Теория трансцендентного материализма. Алхимия без мистики и мистика без шарлатанства…»

«школьные пособия для рассмотрения сущего с изнанки», «световая ракета», «башни радиовнушения гражданских добродетелей и приручения диких животных», и «пионерские могилы на Марсе и дальше кое-где, тоже не объединившее людей, несмотря на всечеловеческую общность героев».

Л. М. Л е о н о в. «Пирамида».

«…Постепенная славянизация… края тесно была связана с успехами христианства. Эти два явления шли постепенно рука об руку… Умножавшееся количество храмов служит лучшим признаком распространения святой религии…»

Д. И. Иловайский

…Тебя призвал на брань святую,

Тебя Господь наш полюбил,

Тебе дал силу роковую,

Да сокрушишь ты волю злую

Слепых, безумных, диких сил.

Вставай, страна моя родная…

А.С. Хомяков

«Подлинно велик удел, предназначенный от века русскому писателю: творить во имя Творца. Но и велика и мера его ответственности перед Богом, Отечеством и народом. Особо велика она сегодня, когда православный художник должен противостоять тем силам зла, которые всячески чернят отечественную историю, пытаются обесценить духовно-исторический опыт России, попирают Божий завет любви к ближнему, разливают по страницам печатных изданий и экранам мутные потоки плотобесия, разжигают в читателях и зрителях самые низменные вожделения…» - сказал Алексий 11, патриарх Московский и всея Руси.

Когда входят в жизнь отроков и отроковиц нравственно-духовные уроки православной культуры?

Вспоминая о детских годах, о первых уроках прекрасного и доброго, Александр Сергеевич Пушкин называет самые яркие впечатления: «полные святыни словеса», «…чудесные творенья влекли… волшебною красой».

Подмосковное Захарово… Доброй наставницей его была бабушка Мария Алексеевна. Она жила в имении Кореневщино, в городах Сокольске и Липецке, потом переехала в Москву, где родился её внук, будущий великий поэт.

Свою бабушку он с любовью называл «мамушкой моей»:

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоняя,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет…

Под образом простой ночник из глины

Чуть освещал глубокие морщины…

Молитвенные уроки бабушки, мудрой воспитательницы, и няни Арины Родионовны запомнились . «Земли родной минувшая судьба» будет воссоздана с гениальной силой на страницах пушкинских творений.

… Лермонтовские Москва, Подмосковье, Подстепье… Тарханы… Кропотово… «Кругом родные всё места…» Нравственно-духовные уроки лермонтовской поэзии. Лермонтовская «Молитва»:

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Но с благодарностью иль с покаянием.

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Духовно психологические и нравственно-философские уроки лермонтовской лирики.

Ещё одна лермонтовская «Молитва»:

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильной

С её страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей Твоих струя;

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от Тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К Тебе проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,

Всесожигающий костёр,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, Творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К Тебе я снова обращусь.

В наш духовный мир с детства входят лермонтовские строки, лермонтовская «Молитва»:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Лермонтовская «Звезда»:

Вверху одна

Гори звезда;

Мой взор она

Манит всегда;

Мои мечты

Она влечёт

И с высоты

Меня зовёт!

…Русское Подстепье помнит Алексея Степановича Хомякова (1804-1860). О «прекрасных стихотворениях» Хомякова говорил А.С. Пушкин. Хомяков – один из организаторов и руководителей журнала «Русская беседа» ( в котором краевед найдёт немало примечательных страниц о жизни православного Подмосковья); он же – председатель Общества любителей российской словесности. Всеевропейскую известность получили его богословские сочинения.

Подмосковно-рязанские, тульско-орловские края памятны ему с восьмилетнего возраста: Хомяковы уезжали из Москвы в связи с грозными событиями 1812 года. Обосновались в селе Круглое на Данковщине. По соседству с приехавшим из Москвы дворянским семейством жила П.М. Толстая, дочь фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

В стихотворении «Россия» поэт обращается к читателю-единомышленнику:

Былое в сердце воскреси,

И в нём сокрытого глубоко

Ты духа жизни допроси!

Внимай ему и, все народы

Обняв любовию своей,

Скажи им таинство свободы,

Сиянье веры им пролей!

Из славянофилов современники выделяли его – человека поистине эпохи Возрождения, энциклопедически образованного историка, филолога, выдающегося философа, богослова, медика, блестящего политэконома, незаурядного архитектора, оригинального художника, удачливого охотника-спортсмена, рачительного помещика.

Философско-полемические стихотворения Хомякова будоражили умы, вызывали подражания, споры; его страстное лирическое обращение в «России» (23 марта 1854 года) звучало на вечерах любителей словесности, ревнителей свободы и справедливости:

Тебя призвал на брань святую,

Тебя Господь наш полюбил,

Тебе дал силу роковую,

Да сокрушишь ты волю злую

Слепых, безумных, буйных сил.

Вставай, страна моя родная,

За братьев! Бог тебя зовёт

Чрез волны гневного Дуная,

Туда, где землю огибая,

Шумят струи Эгейских вод.

Но помни: быть орудьем Бога

Земным созданьям тяжело,

Своих рабов Он судит строго,

А на тебя, увы! Как много

Грехов ужасных налегло!..

Имения Хомякова в Подмосковье, Подстепье, на Данковщине посещали многие знаменитые россияне. Звучали на «хомяковских чтениях» проникновенные слова:

Ты вставай во мраке, спящий брат!

Освяти молитвой час полночи!

Божьи духи землю сторожат;

Звёзды светят, словно Божьи очи…

Хомяковские сочинения – в круге православно-краеведческого тения:

Солнце сокрылось; дымятся долины;

Медленно сходят к ночлегу стада;

Чуть шевелятся лесные вершины,

Чуть шевелится вода.

Ветер приносит прохладу ночную;

Тихою славой горят небеса…

Братья, оставим работу денную,

В песне сольём голоса…

Ночь на востоке с вечерней звездою;

Тихо сияет струёй золотою

Западный край.

Господи, путь наш меж камней и терний,

Путь наш во мраке… Ты, свет невечерний,

Нас осияй!

В мгле полунощной, в полуденном зное,

В скорби и радости, в сладком покое,

В тяжкой борьбе –

Всюду сияние солнца святого,

Божия мудрость и сила и слово.

Слава Тебе!..

…Регионально-краеведческие «тропинки» к Фёдору Ивановичу Тютчеву (1803-1873). Орловщина, Брянщина и Подмосковье помнят его заветное слово:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся, -

И нам сочувствие даётся

Как нам даётся благодать…

Из переполненной Господним гневом чаши

Кровь льётся через край, и Запад тонет в ней.

Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! –

Славянский мир, сомкнись тесней…

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью, -

А там увидим, что прочней…

Всё отнял у меня казнящий Бог:

Здоровье, силу воли, воздух, сон.

Одну тебя при мне оставил Он,

Чтоб я Ему ещё молиться мог…

… Русское Подстепье, Подмосковье в биографии Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892). Нравственно-духовные уроки его лирики. Фетовская «Аве Мария» (1842):

Аве Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей,

В тихом предстань сновидении ей!

Аве Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

Краеведы Русского Подстепья, Подмосковья, Орловщины изучают биографию поэта, всё, что связано со становлением и формированием его творческой индивидуальности. «Люблю я приют ваш печальный, И вечер деревни глухой, И за лесом благовест дальний, И кровлю, и крест золотой»; «Был чудный майский день… Кресты церквей сверкали, Вились касатки под окном И звонко щебетали».

Фетовские заветы молодёжи (стихотворение 1859 года):

Спешите, юноши, и верить и любить,

Вкушать и труд и наслажденье.

Придёт моя пора – и скоро, может быть,

Моё наступит возрожденье.

Приснится мне опять весенний, светлый сон

На лоне божески едином,

И мира юного, покоен, примирён,

Я стану вечным гражданином.

Фетовская «музыка груди». Какая-то удивительно трепетная озарённость, одухотворённость:

Молятся звёзды, мерцают и рдеют,

Молится месяц, плывя по лазури,

Лёгкие тучки, свиваясь, не смеют

С тёмной земли к ним притягивать бури.

Видны им наши томленье и горе,

Видны страстей неподсильные битвы,

Слёзы в алмазном трепещут их взоре –

Все же безмолвно горят их молитвы.

… Бунинские Подстепрье, Подмосковье, Поочье, Подонье, Приворонежье… На склоне лет Иван Алексеевич обратился к своему давнему рассказу «Бернар», заново отредактировал, стилистически откорректировал его. Новеллу эту считают как бы поэтическим завещанием русского писателя. В каждого человека вложен от рождения тот или иной талант, полагает Бунин, и вместе с дарованием - «священный долг не зарывать его в землю. Зачем, почему? Мы этого не знает. Но мы должны знать, что всё в этом непостижимом для нас мире должно иметь какой-то смысл».

Ограда, крест, зелёная могила,

Роса, простор и тишина полей…

- Благоухай, звенящее кадило,

Дыханием рубиновых углей!

Сегодня год. Последние напевы,

Последний вздох, последний фимиам…

- Цветите, зрейте, новые посевы,

Для новых жатв! Придёт черёд и вам.

1906

Иван Алексеевич прожил восемьдесят три года, из них шестьдесят пять лет он с удивительным трудолюбием, ответственностью работал на благо отечественной словесности.

Бунинская Россия… Нравственно-духовные бунинские уроки… Вот, например, его «Новый храм»(1907):

По алтарям, пустым и белым,

Весенний ветер дул на нас,

И кто-то сверху капал мелом

На золотой иконостас.

И звучный гул бродил в колоннах,

Среди лесов. И по лесам

Мы шли в широких балахонах

С кистями, в купол. К небесам.

И часто, вместе с малярами,

Там пели песни, и Христа,

Что слушал нас в весёлом храме,

Мы написали неспроста.

Нам всем казалось, что под эти

Простые песни вспомнит он

Порог на солнце в Назарете,

Верстак и кубовый хитон.

Где происходит действие этих лиро-психологических «репортажей»? В Орле, Коломне, Ефремове, Ельце, Серпухове? На берегах Оки или Москвы-реки, Клязьмы или Десны?

Там, в полях, на погосте,

В роще старых берёз,

Не могила, не кости –

Царство радостных грёз.

Летний ветер мотает

Зелень длинных ветвей –

И ко мне долетает

Свет улыбки твоей.

Не плита, не распятье –

Предо мной до сих пор

Институтское платье

И сияющий взор.

Разве ты одинока?

Разве ты не со мной

В нашем прошлом, далёком,

Где и я был иной?

В мире круга земного,

Настоящего дня,

Молодого, былого

Нет давно и меня!

1917

Явление Бунина России ещё не осознано нами во всей полноте. Бунина – Мастера, Пророка, Чародея слова, Философа, Провидца, Психолога, Человековеда. Бунин – оптимистичен, трагичен, драматичен; горька и свята его любовь к Родине, к Орловщине, Подмосковью, Приворонежью, Поочью:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав…

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав…

Православное культуроведение в системе дисциплин общей культурологии

(методические и методологические аспекты)

В сборнике «Русское Зарубежье в год тысячелетия крещения Руси» была опубликована статья «Крещение Руси святым князем Владимиром и его национально культурное значение». Автор её - Александр Васильевич Карташов, последний обер-прокурор Св. Синода констатирует:

«…Русская культура как одна из культур христианских и европейских родилась в тот момент, когда князь Владимир после глубоких размышлений и конкурирующих влияний на него сознательно избрал византийскую крещальную купель и в нее повелительно погрузил и весь русский народ… Князь Красное Солнышко таким образом положил начало формированию коллективной исторической души народа и стал истинным отцом-родителем нашей национальной культуры… Тернист был и, может быть, будет наш восточноевропейский путь, в некоторой особенности от западноевропейского мира, но и благословен, ибо в нем заложена основа нашей своеобразности в культуре и даже возможности на некоторый исторический период нашей духовной гегемонии. Если мир и заинтересовывается все более и более плодами нашего духовного творчества, то не только потому, что мы не лишены таланта,но и потому, что из глубины нашей души слышится новая, неведомая ему музыка. Эта музыка, родившаяся из иного религиозного детства русской нации, из иного религиозного воспитания. Культуры вообще «индивидуальны», то есть национальны. Творец культуры - душа народа, а она формируется под сильнейшим влиянием сложившейся религии. Культура арабская - мусульманская, тибетская - буддистская, североамериканская - протестантская. Культура русская - православная. Если мы этого еще не осознали во всей силе, не осознали, что без православного корня нет русской культуры, ибо без Православия нет русской души, родящей из себя культуру, если мы еще не чтим ярко и достойно отца нашей православности - крестителя Руси, это только признак недозрелости нашего национального самосознания…»

П р а в о с л а в н о е и с т о ч н и к о в е д е н и е, библиография

………………………………………………………………………………

Общая культурология (включая православное культуроведение) уделяет серьезное внимание памятникам Древней Руси с их «средневековым историзмом».

Культура Древнерусья исследовалась крупнейшими представителями академической науки: В.Н. Татищевым, Н.И. Новиковым, Евгением Болховитиновым, К.Ф. Калайдовичем, Ф.И. Буслаевым, Н.С. Тихонравовым, А.Н. Пыпиным, А.Н. Веселовским, А.А. Шахматовым, В.Н. Перетц, В.М. Истриным, Н.К. Никольским, А.С. Орловым, В.П. Адриановой-Перетц, Д.С. Лихачевым.

История летописания впервые в широком масштабе исследовалась в первых двух томах многотомной «Истории русской литературы», изданной ИРЛИ АН СССР (т. 1 - М.-Л., 1941; т.2, ч. 1 - М. - Л., 1945; т.2, ч. 2 - М. -Л.,

1948). Принципиально новые подходы обнаруживаются авторами первого тома четырехтомной «Истории русской литературы» ( Л,, «Наука», 1980).

«Письменность и литература пришли на Русь вместе с принятием христианства. На первых порах книжники - как византийские и болгарские миссионеры, так и их русские ученики и сподвижники - считали своей задачей пропаганду новой религии и обеспечение строившихся на Руси церквей книгами, необходимыми для богослужения. Кроме того, христианазация Руси повлекла за собой коренную перестройку мировоззрения. Прежние языческие представления о происхождении и устройстве вселенной или об истории человечества были отвергнуты, и Русь остро нуждалась в литературе, которая излагала бы х р и с т и а н с к у ю концепцию всемирной истории, объясняла бы космогонические проблемы, давала бы иное, христианское, объяснение явлений природы…» («История русской литературы». Литература Киевской Руси Х- начало Х11 века. Т. 1, 1980, с. 19).

«Повесть временных лет» свидетельствует: киевский князь Ярослав Мудрый ( ум. в 1054 г.) любил «церковные уставы» и «книгам прилежа, и почитая е (их) часто в нощи и в дне». Приглашенные им писцы «перекладаше» (переводили) греческие книги. «И списаша книгы многы, ими же поучающеся вернии людье наслажаются ученья божественаго».

Высочайшим авторитетом пользовались в древности патристические жанры ( П а т р и с т и к о й назывались произведения «отцов церкви»). Были знамениты и почитаемы Иоанн Златоуст, Григорий Назианзин, Василий Великий, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Лествичник. Чтился «Стословец» Геннадия - своего рода «моральный кодекс» христианина.

Большой духовно-нравственный потенциал, связанный с «исторической памятью» человечества, содержали «Жития святых», патерики, апокрифы, хроники, «истории», «деяния». Бесценный кладезь мудрости, нравственного

совершенствования - русские летописи с их «стилем монументального историзма» (Д.С. Лихачев). Трудно переоценить духовное воздействие на читателя «Слова о законе и благодати» Илариона, «Жития Феодосия Печерского», житий Бориса и Глеба, «Поучений» Владимира Мономаха.

«Чем ближе мы возвращаемся к Древней Руси и чем пристальнее мы начинаем смотреть на неё… тем яснее для нас, что в Древней Руси существовала своеобразная духовная культура - культура невидимого града Китежа, как бы «незримая», плохо понятая и плохо изученная, не поддающаяся измерению нашими «европейскими» мерками высоты культуры и не подчиняющаяся нашим шаблонным представлениям о том, какой должна быть «настоящая культура» ( Д.С. Лихачев. «Земля родная».- М., 1983, с. 78).

В последние годы возрос интерес к просветительским, методологическим, методическим, психолого-педагогическим аспектам проблемы р у с с к о й ц и в и л и з а ц и и; всё более пристальный и углубленный подход обнаруживают исследователи-теоретики, подвижники-просветители, воспитатели, обращаясь к анализу накопленных на Руси Святой духовно-нравственных ценностей ( православная этика, добротолюбие, трудолюбие как добродетель, нестяжательство, взаимопомощь, «печаль не о своём горе», разумное самоограничение, преобладание духовных мотивов жизни над материальными).

У истоков учения о славяно- русской цивилизации - автор

теории культурно-исторических типов Николай Яковлевич Данилевский

(1822-1885).Уроженец села Оберец (ныне Измалковского района Липецкой области) высказал мысли о цивилизации (фундаментальный труд «Россия и Европа»), которые затем будут развиты А. Дж. Тойнби в «Постижении истории». Данилевский показал, что цивилизационное развитие идёт не линейно, а в рамках целого ряда культурно-исторических типов.

Исследователи суммировали выводы Данилевского о природе цивилизаций (в том числе о славяно-русской цивилизации):

- всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, близких между собой, составляет самобытный культурно-исторический ип, если оно по своим духовным задаткам способно к историческому развитию;

- чтобы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходима политическая независимость её народов;

- начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает её для себя при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций;

- цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государства(«Русская цивилизация», М., 1995, с. 5-6).

Первичные источники русской православной

культурологии

Великая сила традиций, преемственности («Добрая старина, святая»; «Что старина, то и деяние»; «Старина что диво», «Старина с мозгом»;«Наши отцы и деды того не делали, да и нам не велели»; «Старики, чай, не меньше нашего знали»). Вслушаемся, вдумаемся, озаботимся… «Не сегодняшнее, вчерашнее, да и не нами сталось»; «Как жили деды и прадеды, так и нам жить велели»; «Не нами установлено, не нами и переставится»; «Спокон веку, как свет стоит, так исстари повелось»…

«Обычаи народа в обширном смысле есть сокровищница его прошедшего, его знаний, философии, медицины, всей его жизни, его особенности и самобытности, Без этой особенности народ был бы бесхарактерен, несчастен, ничтожен. Доколе жив и силен народ, до того времени живы и сильны его обычаи. Они могут выдержать вековую борьбу с противодействием людей, даже природы, и гибель их, без замены другими чисто народными обычаями, служит предвестником гибели народной… Напрасно думают иные писатели уничтожить обычаи - как предрассудки и заблуждения народа. В народе есть высокая философия, которой он учится, правда, не в школах, есть бессознательные знания, которые часто идут впереди наук, как знания магнетизма, предания о переворотах земли и др. …Худо человеку без собственного характера, горе народу без национальности. Эта национальность, более всего выражаемая и хранимая обычаями, составляет часть жизни целого человечества: каждый народ в этом отношении дополняет один другого, и доколе существует, составляет необходимое звено в неразгаданной цепи человечества», - писал

крупный отечественный этнограф В. И. П а с с е к.

Лингво-филологические аспекты православной культурологии

……………………………………………………………………………

При изучении л и н г в и с т и ч е с к и х, лингво-филологических дисциплин могут быть затронуты, рассмотрены, проанализированы вопросы, проблемы, темы, связанные с Православием, православной культурой.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля предоставляет учителю, педагогу, воспитателю заинтересовать питомцев

смысловыми вариантами понятий «п р а в о с л а в и е», «п р а в ы й»,

«п р а в о в е р и е», «п р а в о м ы с л и е», «п р а в о», «п р а в и л о»,

«п р а в д а», «п р а в д о л ю б и е».

Слова-синонимы: правый, десной, прямой, истинный, истый, чистый, непорочный. Пословицы и поговорки, «крылатые» речения весьма красноречиво доносят до нас многозначный смысл важного нравственно-духовного понятия. П р а в о с л а в н ы е, правоверные, истинного учения - русский народ.

Правый, истинной веры человек живёт право, праведно, по правде. Правое дело - справедливое, правдивое, законное («Род правых благословится!»; «Кладу крест правой рукой»; «Ходи право, гляди браво!»; «Дело право: гляди прямо!»; «За правое дело говори смело» ).

П р а в д а - истина на деле, истина в образе, в благе; правосудие, справедливость («Небеса возвещают правду Его»; «Русская Правда», «Правда Ярослава»; «У Бога правда одна»; «Правда из воды, из огня спасет»). Пословицы о п р а в е д н о м («У праведна мужа душа красавица»; «Не стоит город без святого, селение без праведника»).

Осмысление, комментирование текстов мотивирует углубленный интерес к лексике, восходящей к церковнославянскому, старославянскому языку, древним сочинениям. П р а о т ч е с т в о, П р а м и р, П р а п р а щ у р ы, П р а о т ц ы н а ш и («Празаконник Моисей»;«Праобычай славян»; «А вашему великому княженью с нашею прадединою, и дединою, и отчиною суд по старине»; «Прадеды наши так живали, и нам так жить наказали»; «Прабабки наши не светом, а семьей да домом жили»).

Духовно-цивилизационные концепции

Валерию Брюсову принадлежит философско-пафосная «Хвала человеку» ( 1 декабря 1906 года):

Молодой моряк вселенной, По глухим тропам столетий

Мира древний дровосек, Ты проходишь с топором,

Неуклонный, неизменный, Целишь луком, ставишь сети,

Будь прославлен, Человек! Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя Сквозь пустыню и над бездной

Ты смирил своей уздой, Ты провёл свои пути,

Взвил ликующее знамя Чтоб нервущейся, железной

Прямо в купол голубой. Нитью землю оплести.

Вечно властен, вечно молод, В древних вольных Океанах,

В странах Сумрака и Льда, Где играли лишь киты,

Петь заставил вещий молот, На стальных левиафанах

Залил блеском города… Пробежал державно ты.

Змея, жалившего жадно Верю, дерзкий! Ты поставишь

С неба выступы дубов, По Земле ряды ветрил,

Изловил ты беспощадно, Ты своей рукой направишь

Неустанный зверолов. Бег планеты меж светил,-

И шипя под хрупким шаром, И насельники вселенной,

И в стекле согнут в дугу, Те, чей путь ты пересек,

Он теперь, покорный чарам, Повторят привет священный:

Светит хитрому врагу… Будь прославлен, Человек!

В круге чтения современного читателя должно занять своё место одно из крупнейших философско-художественных произведений Леонида Максимовича Леонова - роман «Пирамида», который был задуман автором как своеобразный итог нынешнего цикла человеческой истории, над которым работал он более полувека. Исследователи констатируют, что леоновский философско-эстетический эпос перекликается с апокрифическими памятниками христианской мысли «Книгой Еноха», «Словом об Адаме», «Словом Мефодия Патарского», с классическими сочинениями мировой литературы «Божественной комедией» Данте, «Фаустом» Гете, «Братьями Карамазовыми» Достоевского.

Художник-философ Л.М. Леонов еще в 1920-1930-ые годы, исследуя истоки русского национального характера, осмысливал проблемы Добра и Зла, космогонические вопросы, основы отечественной и мировой цивилизации, ту «блестинку в глазу», которая делает человека человеком.

Близко знавшие Леонова вспоминают, что Леонид Максимович многократно консультировался по вопросам теологии с иерархами русской православной церкви.

Ясновидящая Дуня в «Пирамиде» мечтает о том, чтобы отмолить у Бога грехи человечества. Отец Матвей Лоскутов, размышляя о «созданных из глины», «созданных из огня», говорит: «С Богом не мудри, памятуя, что сказка должна быть страшная, сабля вострая, дружба прочная, вера детская…»

Леоновский автор-повествователь:

«Немудрено, что многие знаменитые книги являются по существу историями древнейших - применительно к дате написания всегда одних и тех же душевных заболеваний, составляя в библиотечной массе своей анатомический атлас, где во всевозможных рассечениях представлена

ч е л о в е ч е с к а я д у ш а. Наиболее художественно выполненные вызывали в потребителе все новые, зачастую необузданные желанья и надобности не всегда духовного ранга, удовлетворять которые в массовом порядке цивилизация уже не поспевала. В свою очередь возрастающая неутоленность насущных отныне потребностей, сопровождаемая частыми социальными потрясеньями, постепенно отравляла наше сознанье предчувствиями апокалиптического заката и аварийным ощущеньем старческой неполноценности наряду с симптомами мнимого биологического отмиранья».

«…современному человечеству, вовлеченному в недостойную собачью гонку за собственным ускользающим хвостом, ничего не остается, кроме как воротиться к суровому регламенту природы и ценою, пускай некоторого отступленья от достигнутых стандартов, стабилизировать свое существование без расхода основного капитала, каким является ценность бытия».

Прослеживая диалектически сложное, чреватое трагическими изломами движение цивилизации, автор «Пирамиды» фиксирует главнейшие достижения человека:

«…Винт, рычаг, колесо. Огонь и Евангелие. Нож, пила, игла, топор. Лодка, парус, весло. Подшипник, бумага, стекло. Компас, линза, часы. Алфавит, иероглиф, сигнальные азбуки и коды. Библиотеки и музеи, университеты и храмы. Мосты, плотины, стадионы, кремли, тоннели, города. Канализация, водоснабжение, электросвет. Условная цифровая система мышления для оценки и приспособления немыслимого к бытовым потребностям. Плавка, ковка, литье, золоченье, а также электронно-лучевая и термомагнитная обработка металлов. Книгопечатание и музыка. Цветные радиоигры и развлечения. Связь без проводов. Синтетические алмазы в куриное яйцо. Оптические счетные приборы. Летающие обсерватории. Вакцина и антибиотики. Незримое ухо для подслушиванья врага на расстоянии. Искусственные луны. Океанские, воздушные и подводные лайнеры любого погруженья. Ультракороткое дальнозрение по обе стороны от нуля. Катапульты для орбитального заброса на инопланеты механизмов и людей. Овеществленная память. Термоядерные реакторы безопасного действия. Круглосуточная горячая вода. Спектральное прочтение светил и запредельных глубин за ними. Моторы гравитационного давления. Перегонка солнечной энергии без проводов. Думающие машины. Собеседники с человеческим голосом. Лунные поселенья для каторжников и мучеников науки. Подсобные божества механического обслуживания. Теория трансцендентного материализма. Алхимия без мистики и мистика без шарлатанства…»

Л.М. Леонов вводит в философское повествование своеобразный «номинативный» перечень будущих «достижений» человека и человечества (здесь и такие «иррациональные диковинки за пределами нашего воображения», как «школьные пособия для рассмотрения сущего с изнанки», «световая ракета», «башни радиовнушения гражданских добродетелей и приручения диких животных», и «пионерские могилы на Марсе и дальше кое-где, тоже не объединившее людей, несмотря на всечеловеческую общность героев»).

1.0x