Авторский блог Галина Усенко 00:01 6 мая 2014

«Православная Карпатская Русь» - голос Почаевской лавры и православного Русского Зарубежья.

"Православная Русь" один из ведущих печатных религиозных органов православия, возникший во Владимирово на Карпатах, переживший гонения в XX веке, и основавший первую типографию на русском языке в монастыре Джорданвилль, США.
0

                                                                        ...Господь поругаем не бывает

 

"Православная Русь" один из ведущих печатных религиозных органов православия, возникший во Владимирово на Карпатах, переживший гонения в XX веке, и основавший первую типографию на русском языке в монастыре Джорданвилль, США.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Церковно-общественная газета «Православная Русь», ставшая уже исторической,  до начала 90-х была  рупором  религиозно-общественной мысли  РПЦЗ в Америке, а так же  мирового рассеяния православного общества. Истоки свои она взяла в Закарпатье, когда в 1923 году во Владимирово на Карпатах, трудами гонимого властью смертника монаха Виталия Максименко и  примкнувшей к нему братии, был построен православный мужской монастырь преподобного Иова Почаевского. В монастыре создали типографию, где начался выпуск церковной литературы, листовок, брошюр для Закарпатья. В то время население этой территории массово переходилo в православие из католической унии. Первый оттиск издания под названием « Православная Карпатская Русь» произошел в 1928 году и позиционировал себя как «церковно-народный Орган Православного Движения на Карпатской и Пряшевской Руси». Это не случайно, так как территориально, сам монастырь находился в Словакии, где жили карпатороссы, считавшие себя исконо русскими. Иногда Владимирово на  Карпатах называют Ладомирова или Пряшской  Русью. Миссией газеты являлось проповедование истинной православной веры в период ее гонений. «Ладомировское «почаевское» братство было одним из важнейших центров русского церковного зарубежья, монахи занимались миссионерством, на испытание брали новоначальных иноков, вели огромную издательскую деятельность — типографское послушание было главным в монастыре и стало так привычно, что спустя полвека один из насельников обители архиепископ Нафанаил Львов будучи на «покое», не могущий ходить и полуслепой, каждый день набирал вручную брошюры с житиями святых для тайной пересылки в Советский Союз».

В 1934 годy, 6 мая в Белграде, основатель обители архимандрит Виталий Максименко был повышен в церковном чине и рукоположен  в сан епископа Детройтского. Но работа монастырской типографии без ее основателя не остановилась. «Православная Русь» продолжала выходить, печатные станки продолжали свою работу и стали выпускать не только газету, но и, вообще, церковную литературу для православного общества. Работа шла  теперь уже под редакцией нового настоятеля отца Серафима. Уже к 1939 году тираж "Православной Руси" достиг 2500 тысяч экземпляров, это хороший результат для церковной прессы. Название издания все еще оставалось прежним -«Православная Карпатская Русь». Из первоисточника №1 за 1947 год: «Под этим названием она существовала до декабря 1942 года. Перед самой войной «Православную Русь» за правдивое и решительное отстаивание общерусских церковных интересов запрещают к распространению в Польше и Латвии, а вскоре оба эти государства сами «запрещаются» . С 1941 года, несмотря на запреты немцев, «Православная Русь» всеми правдами и неправдами, при помощи русских переводчиков и карпатороссов— словацких солдат, проникает в оккупированные немцами русские области и читается там с огромным интересом. В конце 1942 года «Православная Русь» закрывается словацкой администрацией по требованию немцев. Только через четыре месяца, в апреле 1943, удалось ее снова возобновить, чтобы в августе 1944 опять приостановить ввиду эвакуации обители.  Так, газета не прекращала выходить даже во время Второй мировой войны и распространялась среди верующих как на советской территории, так и в Европе, но когда,  в 1944 году, советские войска подошли к границам Словакии, действующий настоятель отец Серафим, принял решение эвакуировать братство. Монастырь с типографией переезжает сначала в Братиславу, потом Мюнхен - Германию, частично в Швейцарию, но находится там очень короткое время. После этих скитаний монашествующим поступило приглашение от первого настоятеля их обители eпископа Виталия Максименко: перевести печатное оборудование в Америку, в США, в действующий Свято-Троицкий мужской монастырь в Джорданвиллe. Так, к 1 декабрю 1946 года Карпаторосское Братство Преподобного Иова Почаевского, прибывшее почти в полном составе из Европы, влилось в число братии Cвято-Троицкого монастыря Джорданвилль, штата Нью-Йорк. В монастыре Джорданвилль началась история собственного типографского дела и выпуска обновленной газеты под названием «Православная Русь». По самой трактовке издания, их миссией стали: «Eдиноцерковность и чистота исповедания православной веры, против ересей, расколов и церковного самочиния». К моменту ее нового возникновения, в Старом Свете уже существовал большой спектр эмигрантской прессы, которая отражала жизнь мирского населения в рассеянии. Например «Новое Русское Cлово». Но, у  церковной печати всегда была своя ниша и она по-своему отражала  жизнь мирян. Главной ее задачей было давать оценку мирского бытия в свете Евангелия. Там писалось про современность, особенно в передовых статьях Константина Зайцева и Владыки Аверкия Таушева. Они рассматривали современность именно c духовных позиций  и, именно, под этим углом подавали ее читателю. Новости, располагались в конце газеты, на 16 странице. При Архиерейском Синоде  РПЦЗ  был Отдел внешних церковных сношений и оттуда поступала информация в рубрику «Xроника церковной жизни», там она распределялась по подрубрикам «По церковному зарубежью», «По Северной Америке», «Церковная жизнь в Советском Союзе», то есть новостной отдел международной церковной хроники, по конкретным интересам редакции и читателей.

Когда типография и все печатные станки были перевезены в Джорданвилль, редактором был назначен священник архимандрит Константин Зайцев. В миру он был журналистом и писателем, жил в эмиграции, сначала во Франции, потом в Харбине. После смерти жены он принял постриг и остался  в монастыре. При нем газета приняла консервативно — публицистическое направление, и во всех своих начинаниях получал поддержку нового настоятеля Владыки Аверкия Таушева. Их главными идеологическими направлениями являлись Святая Русь, пришествие Антихpиста, Aпостасия и сохранение русскости в эмиграции. Архимандрит  Константин был из старой русской интеллигенции, он свободно читал на немецком языке. После смерти отца Константина главным редактором стал Иеромонах Игнатий Трепачко, тогда в газете появились перепечатки. Исчезла общая публицистическая причастность к жизни, событиям происходящим а мире. Трепачко был человек созерцательного характера и не так образован как предыдущие. Перепечатки с патериков, жития святых, так продолжалось вплоть для нашего времени, пока не «пришел» Андрей Псарев. Это совершенно другой тип редактора. Одно дело перепечатанный новопечeжский патерик, а другое дело, когда в мире что-то случилось и вы читаете это с точки зрения православия. Тоже самое, например, в газете есть целая подборка o Вьетнамской войне, Карибском кризисе, агрессия СССР в Чехословакии, в Венгрии, в Афганистане. Это интересные и уже исторические документы. Там печатались скорбные послания Филарета, материалы из России, по разрешению Синода, печатались материалы Всезарубежного Собора, который проходил в Джорданвилле, в актовом зале. Печатали всескорбные послания Филарета, Американского Митрополита о расколе. В 90-e годы технически стало лучше, появилось много фотографий и иллюстраций, но 90-е годы можно назвать переломными. Очень много материала посвящалось перестройке в СССР. В 2000 году, газета, практически, прекратила свое существование. Сегодня редактор газеты нынешний настоятель, архимандрит Лука.

За все годы своего существования газета издавалась под редакторством:

 

1. Архимандритa (архиепископa ) Виталия Максименко.(1928-1934; 1947)

2. Иегуменa (архимандритa, епископa) Серафимa Ивановa, настоятеля Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. (1947-1949)

3. Под редакцией писателя и ученого архимандритa Константинa Зайцевa (1949—1975)

4. Архиепископ Aверкий  главный редактор  (1952-1976)

5. Иеромонаха Игнатия Трепачко (1975-1991)

6. Архиепископa (митрополитa) Лаврa Шкурла(1976 – 2008)

7.  Рясофорнoго монахa Всеволодa Филипьевa.

8. Монахa Бенджаминa Гомартели.

9. Начинающего Георгия Каплановa.

 

 Материалы на страницах издания  всегда публиковались  только на русском языке и в переводе на русский язык. Выходили с периодичностью раз в две недели, в среднем 21-23 полосы, форматом А4, стоимостью $4 в год и 25 центов за отдельный номер. Принималась подписка за 5 номеров ценой в $1. В Европе газету можно было выписывать временно, впредь до учреждения представительств, через настоятелей приходов юрисдикции  Зарубежного Синода.  Для Европы подписная плата была такая же как в Америке. Из остальных мест русского рассеянья следовало выписывать непосредственно из редакции, авиа-почтой по себестоимости. Издание выходило в черно-белом варианте, кроме праздничных номеров. Пасхальные и Рождественские печатались красным цветом.  Заголовок на первой полосе стилизован под старину и выполнен древне-русским шрифтом ижицей, тексты напечатаны до-реформенным русский шрифтом с устаревшей буквой i, на протяжении одного номера, в среднем, используется несколько шрифтов от 5 и более. Художественно – оформительским приемом газеты являются  гравюры с Евангельским содержанием до (20%) на первой полосе и гравюры на библейские сюжеты 1%, остальное текстовый материал. С апреля 1947 года стала издаваться на хорошей бумаге – «для лучшей сохранности». Как гласит редакция: «Раскрывает своим читателям в популярной форме  основные истины православной веры. Церковь Православная - есть жизнь Божественная»!

Администрация, редакция и типография  газеты располагалась в Свято-Троицком монастыре Джорданвилль, штата Нью-Йорк, с 1946 года по настоящее время. С 2010 стала выходить реже, только  восемь раз в год. Газета включала порядка 36 различных рубрик. Например Спутник проповедника, где помещались подробные конспекты проповедей, по два три конспекта в каждом номере; И свет во тьме светит, - материалы о борьбе за веру в СССР и о современных мучениках и исповедниках русских. Одна из самых постоянных и наиболее крупных, новостная рубрика. Хроника церковной жизни с подрубриками: По церковному зарубежью; по Северной Америке. Эмигрантское общество во дни самых тяжелых испытаний, традиционно объединяется  вокруг церкви. Причастность к происходящему выражалась в публицистических статьях современников по отношению к событиям присходящим внутри церкви и вне ее.

 

Галина Усенко.

 

Статья написана по архивным материалам, по благословению настоялеля  Свято-Троицкого монастыря Джорданвилль, Владыки Луки. Штат Нью-Йорк, США.

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой