Сообщество «Экономика» 00:00 2 февраля 2024

"Перспективы развития мировой экономики" – январская публикация МВФ как письмо из Простоквашино

чтение прогнозов МВФ полезно лишь для понимания определённой научной школы,

В качестве преамбулы к этой заметке приведем начало письма из знаменитого советского мультфильма: «Я живу хорошо, просто замечательно, у меня все есть. А здоровье мое не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал...»

Если прочитать публикацию МВФ и кратко обобщить ее основные тезисы, то именно это письмо приходит на ум. Вроде бы в мировой экономике все хорошо (есть экономический рост), но здоровье экономики не очень (как минимум инфляция и сам рост неустойчивый). Ключевые точки глобальной логистики ломит, а из-за санкций, военных и гибридных конфликтов отваливаются огромные куски финансовой архитектуры. Перспективы мировой экономики могут обернуться линькой (реальным снижением уровня жизни) или даже стрижкой (как в Греции при конфискации части вкладов и пенсионных накоплений начала 2010-х годов).

Письмо из Простоквашино пишут персонажи, которые только учатся самостоятельной жизни с общим хозяйством, так и эксперты МВФ живут в своей кабинетной реальности и упрощенно трактуют мировую экономику. В публикации МВФ много раз пишется о паре макропоказателей, паре инструментов монетарной и бюджетной политики, а также десятке факторов роста – и всё.

Хотя, справедливости ради, следует указать на сложность мировой экономики, серьезные различия даже по ключевым странам, объективную невозможность разобраться в этом силами небольшой кучки экспертов, сделать это за пару месяцев от предыдущего аналогичного обзора, а также изложить главное на нескольких страницах (если убрать повторения из 11 страниц текста оригинала).

Итак, публикация МВФ начинается с констатации экономического роста, вроде выше ожиданий, но ниже прошлого факта, что позволяет удовлетворить и пессимистичных, и оптимистичных читателей. "Глобальный рост прогнозируется в 3,1 % в 2024 году и 3,2 % в 2025 году, при этом прогноз на 2024 год на 0,2% выше, чем тот же прогноз от октября 2023 года. Однако прогноз на 2024–2025 годы ниже среднего показателя за 2000–2019 годы в 3,8 % (с учетом повышенных ставок центральных банков для борьбы с инфляцией, прекращения бюджетной поддержки на фоне высокого госдолга, оказывающих давление на экономическую активность, и низкого роста производительности)".

Аналогично двояко сказано про инфляцию: она есть, но падает, и падает быстрее ожиданий. Интересно, что именно глобальная инфляция упомянута сразу после экономического роста, что подчеркивает её важность. "В большинстве регионов инфляция падает быстрее, чем ожидалось, на фоне ослабления проблем со стороны предложения и ограничительной денежно-кредитной политики. В условиях снижения инфляции и устойчивого экономического роста вероятность "жесткой посадки" снизилась, а риски для глобального роста в целом сбалансированы".

Рост экономик ключевых стран укладывается в долгосрочные тренды с их небольшой корректировкой (несколько десятых долей процентных пунктов роста) и с разными оттенками (рост есть, но с замедлением, где-то выше ожиданий, где-то ниже). США вроде прилично выросли, но замедляются. Китай традиционно растет немного быстрее США и даже больше ожиданий. Евросоюз традиционно топчется около нуля, но с небольшим ускорением роста. Рост в России выше прогнозов, даже выше, чем в США, но с замедлением.

Итак, "в США рост экономики снизится с 2,5 % в 2023 году до 2,1 % в 2024 году и 1,7 % в 2025 году из-за отсроченных эффектов ужесточения денежно-кредитной политики, постепенного ужесточения налогово-бюджетной политики и смягчения ситуации на рынках труда. Рост экономики в зоне евро восстановится с низких 0,5 % в 2023 году до 0,9 % в 2024 году и 1,7 % в 2025 году как результат роста потребления домохозяйств после ослабления шока цен на энергию, но пересмотрен в сторону понижения на 0,3 % из-за слабых результатов 2023 года.

Рост в Китае прогнозируется в 4,6 % в 2024 году и 4,1 % в 2025 году с пересмотром в сторону повышения на 0,4 % как результат большего, чем ожидалось, роста 2023 года и увеличения государственных расходов. Рост в Индии останется сильным на уровне 6,5 % как в 2024-м, так и в 2025 году, с повышением прогноза на 0,2 % в оба года из-за устойчивости внутреннего спроса.

Экономический рост в России прогнозируется на уровне 2,6 % в 2024 году и 1,1 % в 2025 году с пересмотром в сторону повышения на 1,5 % по сравнению с прогнозом от октября 2023 года из-за роста военных расходов и частного потребления, поддержанных ростом заработной платы".

Детали темпов роста по странам эксперты МВФ чаще всего объясняют разной степенью жесткости или мягкости денежно-кредитной или налогово-бюджетной политики. Проще говоря, как, на сколько и как быстро страны повышали процентные ставки, придерживались большого бюджетного дефицита и заявляли об изменениях этих параметров в ближайшие годы.

Эти два инструмента применяются в ответ на вызовы, среди которых традиционно называют последствия пандемии Covid-19, конфликт на Украине, кризис стоимости жизни и высокие цены на энергоносители, проблемы цепочек поставок, специфику предложения рабочей силы и мигрантов. Изменения процентных ставок и бюджетного дефицита влияют на потребительские траты и частные инвестиции, особенно на сектор недвижимости и корпоративные долги, рост или снижение которых отражаются в статистике экономического или инфляционного роста.

МВФ традиционно не уделяет внимания фундаментальным факторам экономического роста: долгосрочным демографическим и технологическим трендам, а также происходящим в последние годы фундаментальным изменениям в структуре мировой торговли и финансовой системе. Только опытные читатели могут сами домысливать эти факторы и их влияние на рост экономик ключевых стран на предстоящие несколько лет.

Кратко авторы прогноза МВФ описали мировую торговлю и ее последние ограничения. "Рост мировой торговли прогнозируется на уровне 3,3 % в 2024 году и 3,6 % в 2025 году, что ниже исторического среднего темпа роста в 4,9 %. Ожидается, что растущие торговые диспропорции и геоэкономическая фрагментация будут продолжать оказывать давление на уровень мировой торговли. По данным Global Trade Alert, страны ввели около 3200 новых ограничений на торговлю в 2022 году и около 3000 в 2023 году по сравнению с примерно 1100 в 2019 году". Следует добавить, что далеко не все из этих тысяч ограничений последних двух лет касались России, – это вообще новый глобальный тренд.

Прогнозы обычно сопровождаются значительным по объему и составу факторов описанием рисков отклонения прогнозов от будущих фактов. МВФ заявляет, что "риски для глобальных перспектив в целом сбалансированы, но существуют возможности для сюрпризов роста или снижения мировой экономики".

По мнению МВФ, более сильный рост может быть вызван несколькими причинами:

• Ускоренная дефляция из-за низких цен на топливо, снижение инфляционных ожиданий, смягчение процентной политики Центробанков, улучшение настроений бизнеса, потребителей и финансовых рынков.

• Медленное прекращение бюджетной поддержки, но с оговоркой, что увеличение государственного долга может привести к увеличению стоимости заимствований и в дальнейшем окажет негативное влияние на глобальный рост.

• Более быстрая динамика экономики в Китае вследствие реформ сектора недвижимости, поддержки фондового рынка, повышения доверия потребителей, частного спроса и позитивных вторичных эффектов трансграничного роста.

• Искусственный интеллект в среднесрочной перспективе может повысить производительность и доходы работников".

Также указываются некоторые неблагоприятные риски для глобального роста:

• Скачки цен на сырьевые товары на фоне геополитических потрясений, точнее, конфликта в секторе Газа и Израиле и нападений в Красном море, экстремальных погодных явлений, как-то ураган Эль Нинью с влиянием на цены и дефицит продовольствия.

• Сохранение [повышенной] базовой инфляции из-за сохраняющейся напряженности на рынке труда и возобновления напряженности в цепочках поставок может спровоцировать рост процентных ставок и падение цен на активы, спровоцировать бегство капитала.

• Замедление экономического роста в Китае, поскольку инвестиции в недвижимость могут упасть больше, чем ожидалось, и на более длительный срок, поскольку возможно ужесточение налогово-бюджетной политики местных органов власти, равно как и сокращение потребления домохозяйств.

• Бюджетная консолидация необходима во многих странах, чтобы справиться с растущим долгом, но чрезмерно резкий переход к повышению налогов и сокращению расходов может замедлить экономический рост, а в странах с низкими доходами риск долгового кризиса остается повышенным".

Рецепты МВФ для экономической политики традиционны: "Рекомендуется плавное приземление (снижение) процентных ставок на фоне растущего долга и внимание к бюджетной консолидации, когда хорошо выверенные планы могут поддержать доверие к налогово-бюджетной политике, позволить корректировать темпы консолидации". Говоря прямо, снижение процентных ставок и стоимости государственного долга позволят продемонстрировать снижение бюджетных дефицитов за счет сокращения процентных расходов по обслуживанию госдолга без существенного пересмотра налогов и социальных расходов.

Также традиционны факторы дальнейшего экономического роста в изложении МВФ. Промышленная политика должна соответствовать "правилам Всемирной торговой организации (ВТО). Политику необходимо дополнить установлением цен на выбросы углерода, субсидиями на «зеленые» инвестиции, сокращением энергетических субсидий, инвестициями в деятельность и инфраструктуру по адаптации к изменению климата". Отдельно оговариваются такие относительно новые приоритеты, как "защита транспортировки критически важных полезных ископаемых и обеспечение ответственного использования потенциально разрушительного искусственного интеллекта".

Газета «Завтра» не первый раз обращается к тематике экономических прогнозов, и рекомендует читателям пару прошлых публикаций: «Тёмный горизонт: российские прогнозисты в плену у МВФ» в самом конце 2020 года; «Наша альтернатива шокирующим прогнозам «Саксобанка» в конце 2023 года.

Нам, точнее, нашим профильным министерствам и ведомствам, необходимы более сложные, многофакторные модели прогнозов и управления экономикой, и, надеемся, таковые в недрах нашего государственного аппарата используются. Чтение же прогнозов МВФ полезно лишь для понимания определённой научной школы, которая вполне может доминировать в некоторых странах и даже давать какие-то результаты.

PS. Курсивом выделены фрагменты отчёта МВФ на английском, переведённые искусственным интеллектом Гугл-переводчика, отобранные и отредактированные человеком (автором этой статьи). Надеемся, что сам отчёт МВФ всё ещё пишут люди, пусть и работающие во враждебной нам стране, а не генеративный искусственный интеллект на основе предыдущих похожих публикаций. Или всё же?..

Автор - доктор экономических наук, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета

1.0x